Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Плач

(Weeping)

Плач – выражение скорби, реакция на причиненный вред или неправильный поступок, на некую утрату. В Писании часто упоминается плач как коллективное действо.

В Библии плач чаще всего громкий, то есть предполагает не только слезы. Это либо завывания, либо более цивилизованное эмоциональное выражение печали. Когда Иосиф уходит плакать, его плач так громок, что египтяне слышат его (Быт.43:30). Плач в древних культурах был не просто слезами на глазах или щеках; он предполагал искажение черт лица, затрудненное дыхание и другие проявления отчаяния.

Герои Библии часто плачут в присутствии других людей, а еще чаще – перед Богом. Иногда плач связывается с происходящим в храме (Езд.3:12; 10:1; Иоил.2:17; Мал. 2:13). Плач регулярно ассоциируется со страданиями Израиля или Иерусалима (суд и изгнание). Так, Иисус плачет в Лк.19:41 (см. также Лк.23:28, вероятно, тоже относящийся к грядущему суду над Иерусалимом), что является христологической кульминацией данного мотива. Город не признает Бога в Иисусе, поэтому этот город ждет неизбежный суд.

Помимо кратких фрагментов Библии, в которых плачет Иисус (Ин.11:35), плач – нехарактерная для Бога эмоция. С Богом связываются такие эмоции, как радость, гнев или страсть, но не плач. Но на глазах Божьего народа часто бывают слезы, обычно по весьма конкретным причинам.

Очень часто люди оплакивают личную утрату. Так, Авраам оплакивает смерть Сарры (Быт.23:2), а Давид – смерть Ионафана (2Цар.1). Анна плачет о своем бесплодии. В Деян.20 мы встречаем редкую картину: апостол Павел плачет, прощаясь с ефесскими старейшинами. Слезы могут быть также вызваны духовной утратой или жаждой: автор псалма говорит, что плачет «день и ночь», когда ему не удается поклоняться в храме (Пс.41:4).

В других случаях плач – признак не печали, но радости. Иаков и Исав плачут в момент воссоединения в Быт.33:4, а Иосиф и братья – при встрече после стольких невзгод (Быт.45:15). Слезы грешницы в Лк.7 также могут быть слезами радости. Хотя они выражают ее скорбь и раскаяние, это также слезы человека, осознающего свое прощение.

Самые выразительные упоминания слез в Ветхом Завете – это слезы пророков, оплакивающих грехи своего народа. Описывая судьбу народа, Иеремия жалуется, что «око его изливает воды» (Плч.1:16). Он так переживает за свой народ, что плачет, предвидя его страдания, воспринимая его скорби как свои собственные. В отличие от притворных слез наемных плакальщиков, эти слезы искренни, от чистого сердца.

Самый поразительный образ в Новом Завете – эсхатологическая фраза у Матфея и Луки о «плаче и скрежете зубов». Здесь слезы искренни, но не смягчают Божьего гнева – они пролились слишком поздно. Это образ полной безнадежности, предостережение для тех, кто читает или слышит эти слова.

См. также: ЛИЦО, ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА; ПЕЧАЛЬ; СКОРБЬ, ГОРЕ; СЛЕЗЫ; СТРАДАНИЕ; ТРАУР, ПЛАЧ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle