Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Скорбь, горе

(Affliction; grief)

На современном языке скорбь понимается как долговременное страдание или мучение. Такое определение оказывает значительную помощь в постижении смысла различных библейских образов скорби. В наиболее глубоком смысле скорбь есть отражение грехопадения творения. Бог создал мир хорошим (Быт.1–2), однако после падения в него вошел грех (Быт.3; Рим.8:20). В результате бунта Адама и Евы (Рим.5:12, 19) человечество унаследовало состояние постоянной скорби, то есть греха, являющегося причиной страданий и печалей. Таким образом, скорбь – обычное человеческое положение. Кроме того, в Библии показаны более конкретные образы скорби, конкретные проявления падшего состояния. Библейские образы скорби можно разделить на три категории – физические, эмоциональные и духовные страдания.

В Библии показаны яркие образы скорби – от картины Иова, сидящего в пепле, до образа Страдающего Раба в Книге Исаии, понесшего наши скорби и, тем не менее, отвергнутого. В современных переводах словом скорбь передаются разные еврейские и греческие слова, и сегодня оно относится прежде всего к душевным страданиям. Но в Библии это понятие распространяется как на эмоциональную, так и на физическую боль, в соответствии с еврейским представлением о человеке как о едином целом. Скорбь может быть вызвана сожалением о личном (Пс.50:2–6) или коллективном (Плч.3:51) грехе, а также реакцией на страдания отдельного человека (Пс.34:14) или какой-то категории людей (Иов.30:25). Она проявляется через выразительные внутренние и внешние переживания. Ее острый и мучительный характер раскрывается в библейских изображениях мужчин и женщин, охваченных скорбью.

Узнав о смерти всех своих сыновей и дочерей, Иов в знак скорби разодрал свою одежду и остриг голову (Иов.1:20). Он сел в пепел, тело его покрылось язвами. Друзья нашли его почти неузнаваемым и, выражая сочувствие, тоже разодрали свои одежды и начали бросать пыль над головами (Иов.2:12). Скорбь Давида проявилась в словах и делах. Он сказал, как она отразилась на его жизни: «Иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя» (Пс.30:10). Услышав, что Авессалом убил всех его сыновей, Давид разодрал свои одежды и пал на землю (2Цар.13:31). В стенаниях «сын мой, сын мой» выразился незабываемый образ его горя, когда он оплакивал смерть Авессалома (2Цар.18:33).

Но наиболее выразительный пример скорби являет собой образ Страдающего Раба. Будучи презираемым и отвергнутым, Он понес скорби других людей и тем самым исцелил их (Ис.53:3–5). Используемое здесь в английских переводах слово скорбь буквально означает «немощь», но немощь эта не только физическая, но также духовная и душевная. Став воплощением Страдающего Раба, Христос подвергся физическим и душевным скорбям и исцелял болезни как тела, так и души.

Наряду с Иовом и Давидом, скорбь в Библии переживали многие другие персонажи, демонстративно разрывавшие свои одежды резким жестом, служившим внешним показателем их внутренних чувств. В этом наносящем материальный ущерб действии раскрывалось внезапно охватившее человека эмоциональное состояние, которое затмевало все обычные заботы, в том числе касающиеся соблюдения приличий и сохранности своего имущества. Носивший разодранные одежды человек давал понять, что в его жизни тоже произошли необратимые изменения в худшую сторону. Или же он выражал желание разделить горе другого человека, как, например, Хусий, разодранные одежды которого свидетельствовали о его сочувствии царю (2Цар.15:32).

Внезапная потеря или страх перед ней приводили человека в глубокую печаль. В рассказе об Иосифе Рувим и Иаков разодрали свои одежды, решив, что Иосиф мертв (Быт.37:29, 34). То же самое сделали все братья, испугавшись за судьбу Вениамина, в мешке которого нашли серебряную чашу Иосифа (Быт.44:13). Иеффай разодрал свою одежду, скорбя о дочери (Суд.11:35). Когда Фамарь изнасиловал и прогнал ее брат Амнон, она разодрала свою «разноцветную одежду» (2Цар.13:19).

В некоторых случаях раздирать одежды побуждали оскорбления Бога или угрозы благополучию Его народа. Так было с Иисусом Навином и Халевом (Чис.14:6); с людьми Езекии, передавшими угрозы Сеннахирима (4Цар.18:37); с самим Езекией (4Цар.19:1); с Иосией (4Цар.22:11); с Мардохеем (Есф.4:1) и Ездрой (Езд.9:3). Варнава и Павел тоже в отчаянии разодрали свои одежды, когда в Листре их начали приветствовать как богов (Деян.14:14).

Действия Иосии Бог нашел соответствующими расположению его сердца: «Так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом... и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя» (4Цар.22:19). Но в некоторых случаях разодранные одежды носили просто для соблюдения обычая. Поэтому пророк Иоиль наставлял Израиль: «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» (Иоил.2:13).

Одной из распространенных причин горестей было неповиновение детей Божьим законам. «Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Притч.17:25). Хеттейские жены Исава были в тягость Исааку и Ревекке (Быт.26:35). Нечестивых сыновей Илия Бог пощадил, чтобы мучилась его душа (1Цар.2:33). Давид познал боль, которую причиняют непокорные дети (2Цар.13:21; 15:30). Бог тоже горевал из-за непокорных детей Израиля (Пс.77:40). Верой во Христа Павел заклинал Божьих детей «не оскорблять Святого Духа Божия» (Еф.4:30).

О скорби говорится во многих псалмах (Пс.9; 35; 71; 106), однако особенно наглядно мучительная борьба Давида изображена в Пс.24 и 50. В физическом плане псалмопевец сталкивается с такими невзгодами, как болезнь и изнеможение (Пс.24:16–18, 20). Он боится также физической угрозы со стороны врагов (Пс.24:2). Эмоциональные страдания выражены в покаянной молитве Давида в Пс.50. Его борьба с грехом привлекает внимание к эмоциональной стороне скорби. Его не покидает мысль об угрозе злонамеренных слов и действий со стороны врагов (Пс.24:19). В духовном плане псалмопевец стремится получить прощение грехов (Пс.24:7, 11, 18), чтобы выйти из своего бедственного состояния (Пс.24:16–18; 50:1–4).

В Новом Завете всестороннее представление о трудностях, с которыми сталкивался Павел, дают шесть составленных им «перечней страданий» (Рим.8:35; 1Кор.4:9–13; 2Кор.4:8–9; 6:4–5; 11:23–29; 12:10). В каждом из этих перечней показан широкий спектр физических недугов, эмоциональных преград и духовных препятствий: от «скорби» (Рим.8:35) до «голода» (1Кор.4:11), от «гонений» (2Кор.4:9) до «темницы» (2Кор.6:5), от «кораблекрушения» (2Кор.11:25) до «нужды» (2Кор.12:10). Эти перечни страданий демонстрируют размах человеческих скорбей в библейские времена.

В Библии показаны три цели человеческих страданий. Одна из них – дисциплинарная. Коль скоро Бог есть Отец, Он наказывает Своих детей, когда они проявляют непослушание (Притч.3; Евр.12). Это наказание может быть превентивным, как в случае с Павлом, получившим «жало в плоть», чтобы он не превозносился (2Кор.12). В то же время в Библии ясно дается понять, что эти дисциплинарные меры не носят карательного характера. Давид получил заверение, что, хотя его сын умрет, совершенное им прелюбодеяние прощено (2Цар.12:13–14; ср. 2Кор.12:9–10). Тем самым в подобных наказаниях проявляется любовь Бога к Своему народу.

Кроме того, скорбь приводит человека к освящению. Пережитые Давидом страдания снова показали ему необходимость послушания Богу (Пс.118:67), научили его уставам Бога Пс.118:71), продемонстрировали ему силу Писания (Пс.118:50, 92) и праведность Бога (Пс.118:75). Страдания христиан подобны страданиям Христа, и тем самым подтверждается мысль, что мы соединены с Ним (Мк.10:39; Рим.8:17; 2Кор.1:5; Флп. 1:29; 3:10; 1Пет.1:6–7; 4:1–2, 13). Павел пишет, что страдание – неотъемлемая часть христианской жизни (Кол.1:24). Состояние скорби способствует познанию и более глубокому пониманию учения Христа (Флп.4:12–13; Иак.1:2–5).

В некоторых случаях цель скорбей человеческих заключается просто в провозглашении Божьей славы. Классический пример тому – Иов. Когда сатана обвинил Иова в том, что он служит Богу только из-за тех благодеяний, которыми Он окружил его, Бог позволил сатане разрушить их (Иов.1:6–12). В конце испытания Иов получил от Бога только вопросы, но не объяснение, почему Он позволил сатане причинить ему страдания (Иов.38–41). Иов переживал их исключительно ради Божьей славы.

Скорбь – не улица с односторонним движением. В Библии показаны и Божьи страдания. Бог скорбит, когда Его народ грешит (Быт.6:6–7; Иер.9:1–2). Он страдает, когда Его народ подвергается притеснениям (Суд.10:16; Ис.63:9; Деян.9:4–5). Он во Христе через страдания спас Свой народ, приняв его скорбь на Себя (Ис.53:1–4; Евр.4:14–16) и остановив Божий гнев, направленный против его грехов (Ис.53:5–12).

Библия говорит о человеческих скорбях как о результате беззаконий, совершаемых самим человеком (Пс.106:17). Бог, однако, «не забывает вопля угнетенных» (Пс.9:13), Он «защищает скорбящих» (Пс.71:4 {«судит нищих народа»}). В конечном счете, страдания за Христа – высокая честь (Флп.1:29), поскольку страдалец может уповать на Божье обетование, что «сила Моя совершается в [нашей] немощи» (2Кор.12:9). По окончании времени скорбь сменится радостью, то есть своей противоположностью. На вечере Господней Иисус сказал ученикам, что «печаль ваша в радость будет» и что «радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16:20, 22). Петр пишет о необходимости для верующих радоваться в надежде, даже если они сейчас испытывают скорбь от всяческих гонений (1Пет.1:6). На небе всякая скорбь исчезнет – в вечности будет только радость (Откр.21:4).

См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, БОЛЬ, МУКИ; ГОНЕНИЯ, ПРЕСЛЕДОВАНИЯ; МАТЬ, МАТЕРИНСТВО; ОТЕЦ, ОТЦОВСТВО; ПЕПЕЛ, ПРАХ; СМЕРТЬ; СТРАДАНИЕ; СТРАДАЮЩИЙ РАБ; СТРАСТИ ХРИСТОВЫ, КРЕСТНЫЕ МУКИ; УГНЕТЕНИЕ, ПРИТЕСНЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle