Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Угнетение, притеснение

(Oppression)

Образами угнетения наполнена вся Библия, но оно выражается по-разному и исходит от разных сторон. Оно часто связывается с физическим или духовным бременем, насилием на войне или несправедливыми общественными и политическими системами.

Когда Божий народ испытывал угнетение со стороны других народов, оно выражалось либо в жестоком порабощении, либо в войне. Суровым угнетением, оказавшим глубокое влияние на богословие Ветхого Завета, было рабство в Египте. Израильтянам причиняли страдания безжалостные надсмотрщики и угрожали истреблением новорожденных; и любое обращение с просьбой к фараону только осложняло положение израильтян (Исх.1–2; 5). Это угнетение на заре истории народа породило также еще один важнейший образ, повторяющийся на всем протяжении Библии: когда Божий народ приходил в отчаяние от угнетения, он взывал к Богу о пощаде и освобождении. В Египте израильтяне воззвали к Господу, Который помнил о завете (Исх.2:23–25; 3:7–9; Втор.26:6–8).

В Книге Судей Израиль проходит через несколько циклов угнетения как наказания за грех (напр., Суд.2:18; 4:3; 10:8). И Божий народ в очередной раз взывал о помощи (напр., Суд.3:9, 15; 6:6–7; 10:10, 12). Страх и обнищание угнетенных ярко описаны в рассказе о Гедеоне (Суд.6). Из-за хищнических набегов мадианитян израильтяне не могли возделывать свои опустошенные земли и прятались в пещерах, пока ангел Господень не нашел Гедеона, молотившего пшеницу в точиле. Но в книге Судей показано также, что угнетение может быть связано с нашествием и вооруженным конфликтом. Угнетение в результате нападения иноземных сил изображается как заветное проклятие (Втор.28:25–37). В исторических и пророческих книгах показана серия войн, посылавшихся в качестве суда и завершившихся разрушением Иерусалима (напр., 4Цар.13:22; Иер.50:33; Ам.6:14). Страдания и ужасы, вызванные этим разрушением, выразительно описаны в Плаче Иеремии. Человеческие потери и уничтожение святого города и храма потрясают автора и приводят его в уныние.

Однако жестокому угнетению Божий народ подвергался не только со стороны других народов. Библейский текст обличает израильские власти, систематически угнетающие тех, кто не мог постоять за себя или не имел такой возможности – нищих, вдов, сирот и пришельцев. Амос порицает «телиц Васанских» – изнеженных богатых женщин, требующих подавать им питье и при этом эксплуатирующих нуждающихся (Ам.4:1; ср. Ам.6:4–6). Михей изображает правителей Иудеи как диких зверей, сдирающих с людей кожу и поедающих плоть народа (Мих.3:1–3). Екклесиаст пишет, что у угнетенных нет никого, кто вытер бы их слезы, и что для некоторых лучше было бы не родиться (Ек.4:1–3).

Таким местам, вызывающим жалость и гнев, можно противопоставить другие, в которых предвосхищается грядущее царствование Божьего Помазанника. Тогда как цари и сановники Израиля пользуются положением слабых в своих целях (Ис.10:1–4; Иер.22:15–17; Иез.18:5–18; Ам.2:7; 5:11–12), идеальный монарх защищает обездоленных и судит угнетателей (Пс.71). Мессия будет править по справедливости, в мире и кротости (Ис.11; 42; 61). Не будет больше угнетения, связанного с войной, рабством или внутренней несправедливостью. В этой заботе об угнетенных отражается само сердце Господа (Пс.9:10 [Евр. 10]; Пс.9:38–39; 102:6).

В Новом Завете некоторые из этих тем повторяются. Гонения на раннюю церковь можно, по-видимому, считать аналогом внешнего угнетения. Апостолы и другие верующие подвергались судебным преследованиям, тюремным заключениям, побоям и побитию камнями (напр., Деян.4; 7–8; 12; 21–28; 2Кор.4; Флп. 1). В то же время и в церквах права беспомощных порой ущемлялись, а богатые пользовались преимуществом (Иак.2:1–13; 5:1–6).

В евангелиях и посланиях раскрывается еще одна сторона угнетения – бесовская. Сатана держит людей под своей властью, посылая на них болезни и удерживая многих в духовной тьме (Лк.13:1–17; Деян.10:38; 26:17–18). Но помазанный Духом Божьим Иисус провозглашает, что Его царствование принесет освобождение от всякого рода зависимости (Лк.4:18–21). В Нем угнетение человека преодолевается окончательно.

Подводя итог, можно сказать, что основной образ угнетения выражается в зависимости, лишении прав, конфискации собственности, угрозе жизни, которые сопровождаются упадком духа и страхом. У угнетения всегда есть человеческий носитель, который навязывает его. Архетипом угнетателя может быть народ (напр., египтяне, филистимляне, ассирийцы, вавилоняне или римляне), но даже в этих случаях народ обычно представляют его воинственные правители. В число угнетателей на страницах Библии входят фараон, Венадад, Сеннахирим, Навуходоносор и Ирод. Архетипом угнетателя может быть и определенный класс общества, например, зажиточные люди в пророчестве Амоса, притеснявшие бедных, фарисеи из евангелий или иудеи из Книги Деяний.

См. также: БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ; ВАВИЛОН; ГОНЕНИЯ, ПРЕСЛЕДОВАНИЯ; ЕГИПЕТ; ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА; НАСИЛИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle