Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Увядание

(Fade, fading)

Через увядание в Библии, в первую очередь, выражается мысль о быстротечности человеческой жизни и бессмысленности греха. Для напоминания людям о кратковременности их пребывания на земле почти всегда используются образы кратковременности жизни травы и растений. У образа увядания сдвоенный фокус: он обращает внимание на факт, что все люди умрут и что вечен только Бог, а также что нечестивые подвергнутся Божьему суду и будут уничтожены, а праведные в конечном счете получат вознаграждение.

На уровне буквального смысла увядание – конкретный образ в рамках более широкой категории понятий быстротечности и переменчивости. В нем выражается представление о постепенном снижении яркости света и вида или жизнеспособности растительного мира и обычно подчеркивается мысль о мимолетности жизни и о ее печалях. Иов, например, замечает: «Редеет облако, и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет» (Иов.7:9), а псалмопевец сравнивает людей с травой, которая «утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает» (Пс.89:6). Такая быстротечность приносит людям боль и страдания. Иов скорбит: «Помутилось от горести око мое, и все члены мои, как тень» (Иов.17:17). Псалмопевец тоже сокрушается, что его глаза истомились от ожидания Бога и от горестей, неизбежно сопровождающих жизнь (Пс.68:4; 87:10). Павел пишет, что непреходящее величие нового завета гораздо выше прежнего; слава ветхого завета символизируется увяданием славы на лице Моисея, которое он закрывал покрывалом после встречи с Богом (2Кор.3:7–11). В противоположность человеческому и земному увяданию, Бог вечен и неизменен: «Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава... а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис.40:7–8).

Более конкретно образ увядания используется для демонстрации наказания, которому подвергнутся нечестивые (см. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ). Иов сказал о них: «Поднялись высоко, – и вот, нет их; падают и умирают, как и все, и, как верхушки колосьев, срезываются» (Иов.24:24). Эту мысль повторил псалмопевец, заявивший, что нечестивые «как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут» (Пс.36:2; ср. с нарисованной Исаией картиной уменьшения числа людей в результате наказания за вину [Ис. 24:6]). В соответствии с библейским представлением о всеобщей греховности людей, это увядание показано распространяющимся на весь человеческий род: «Все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис.64:6).

Вместе с тем, в Библии говорится о способе, с помощью которого можно избежать воздействия этого неумолимого процесса. Суть заключается в искуплении посредством нетленной и драгоценной Крови Христа, дающей людям возможность возродиться «не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» (1Пет.1:23). В этом случае возможным становится и воскресение: то, что «сеется в тлении, восстает в нетлении» (1Кор.15:42).

Помимо вечной жизни, Бог обещает верным вечную награду. Иисус повелел Своим ученикам: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе» (Мф.6:19–20), – ибо эти сокровища будут «наследством нетленным, чистым, неувядаемым» (1Пет.1:4). Во благо на небе могут обернуться даже горести, затуманивавшие глаза Иова и псалмопевца, ибо такие испытания служат проверкой, «дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» для получения «неувядающего венца славы» (1Пет.1:7; 5:4). Таким образом, христианин может уповать на Христа, что он избежит увядания, вызываемого смертью и грехом.

См. также: ПОКРОВ, ПОКРЫВАЛО, ЗАВЕСА; РАЗЛОЖЕНИЕ; РЖА, РЖАВЧИНА; СЛАВА; ТЛЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle