Ржа, ржавчина
(Rust)
Ржавчина дважды появляется в Новом Завете как яркий образ неизбежного разрушения и разрушающего воздействия высоко ценимых временных благ. Слово, переводимое как ржавчина, имело, по-видимому, более широкое значение, связанное с коррозией и тлением разного рода металлов (не только железа; см. МИНЕРАЛЫ).
Сам Иисус предупреждает учеников не собирать «сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут» (Мф.6:19). Еще более конкретную картину рисует Иаков, когда говорит не просто о сокровищах, а о золоте и серебре, которое «сгнило» и «изоржавело». Более того, он предрекает, что «ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь» (Иак.5:2–3). В этом образе самых ценных металлов, потерявших блеск и изъеденных ржавчиной, ярко показана истинная цена накопленных земных богатств. В этих стихах сокровища мира сего предстают не просто не имеющими никакой ценности, но даже вредными и опасными: та же самая ржавчина погубит и сожжет плоть собирателей, свидетельствуя против них и обрекая их на огонь ада.
С другой стороны, Иисус учил: «Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет» (Мф.6:20). Сын Божий хотел, чтобы Его последователи искали «Царства Божия и правды Его» (Мф.6:33). Такие сокровища вечны, не подвержены разложению и принесут собирающим их вечное богатство и радость на небе. Тем, кто помышляет о горнем, а не о земном (Кол.3:1–2), Писание обещает город из «чистого золота», сияющий нескончаемой славой Божьей (Откр.21:18).
См. также: МИНЕРАЛЫ; РАЗЛОЖЕНИЕ; СОКРОВИЩЕ; ТЛЕНИЕ; ХРАНЕНИЕ, ЗАПАСАНИЕ.