Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Разложение

(Corruption)

Разложение – это превращение в состояние гнили. В Библии есть образы физического разложения – зловоние после некоторых казней в Египте; черви в манне, оставленной до утра (Исх.16:20); окрашенные гробы, с которыми Иисус сравнивал фарисеев, «полные костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27); «изъеденное червями» тело Ирода (Деян.12:23), – однако в основном этот образ связывается с нравственным и духовным упадком.

Тема разложения под действием греха занимает в Библии одно из наиболее видных мест. В число синонимов разложения входят развращение, растление, нечистота, осквернение и бесчестие. В Ветхом Завете образ разложения неоднократно используется применительно к тем, кто отходит от Божьих заповедей и начинает следовать собственными греховными путями. Следовательно, в этом образе подразумевается деградация чего-то или кого-то ранее чистого и здорового до греховного или грязного состояния. Но, как уже упоминалось, этот образ связывается не только с грехом, он используется также при изображении распада в результате физической смерти и разрушения или повреждения какого-либо неодушевленного предмета. Таким образом, библейские авторы проводят аналогию между разложением материальных вещей и нравственным разложением человека.

Разложение характерно для человеческих существ, начиная с самого первого греха. Непосредственно перед потопом Бог воззрел на землю и увидел, что она «растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Быт.6:11). Зло распространилось до такой степени, что праведным пред Богом оставался только Ной, а у остальных «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). К сожалению, как отмечает псалмопевец, потоп не изменил расположения человеческих сердец. Бог смотрит на землю, «чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога», и до сих пор видит, что «все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13:2–3; ср. Рим.3:10–12). В основе этого бунта лежит грех, ибо люди полагают, что Бога нет, что нет Того, Кто призовет их к ответу за их дела (Пс.13:1). На протяжении всей Библии показывается, что источником разложения является желание человека следовать собственным наклонностям и убеждение, что Бог никогда не накажет грешников.

Основной картиной разложения в Библии служит ветхозаветное описание постоянного непослушания Израиля Божьим уставам. Основав Израиль, Бог хотел создать народ для Себя, отделенный от других народов святостью и послушанием Ему. Он сказал им: «Не оскверняйте себя ничем этим; ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас. И осквернилась земля, и Я воззрел на беззакония ее, и свергнула с себя земля живущих на ней» (Лев.18:24–25). Он дал им закон с ясными установками, какой должна быть святость. Бог изложил подробные указания в отношении того, какие аморальные действия Он запрещает, каких животных и какие болезни Он считает нечистыми и желает, чтобы израильтяне очищали от них свое общество. Все это Бог постановил, «чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев.10:10). Бог запретил многие вещи – от прикосновения к мертвому телу и употребления в пищу животных с раздвоенными копытами, не жующих жвачку, до осквернения себя совокуплением с животными или половыми связями с родственниками противоположного пола, а также с лицами, состоящими в браке.

Помимо этих законов, Бог дал израильтянам постановления, касающиеся их отношения к Богу. Они не должны были клясться именем Бога, чтобы «не бесчестить имени Бога твоего» (Лев.19:12). Тем самым Бог предупредил, что имя Его может быть оклеветано и опорочено, если им пользоваться бездумно. Вавилонское пленение объясняется отчасти недовольством Бога царем Седекией, поклявшимся именем Бога в верности Навуходоносору, а затем восставшим против него (2Пар.36:13). Кроме того, Бог осудил идолопоклонство, назвав его развращением и злом в глазах Господа, вызывающими Его гнев (Втор.4:25). Тем не менее не успел Моисей спуститься с горы с Божьими заповедями, как израильтяне уже начали проявлять склонность не повиноваться им, соорудив, в частности, золотого тельца для поклонения. Они не подчинялись Моисею при его жизни, поэтому он перед смертью предсказал, что они развратятся: «Ибо я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и впоследствии времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих» (Втор.31:29). В предсказании Моисея нашла отражение вся история Ветхого Завета – во всех его книгах показывается неизменный цикл греха, Божьего наказания, покаяния и Божьего милостивого прощения.

Бог видел развращение Своего заветного народа во многих отношениях – от идолопоклонства, принесения человеческих жертв и сакральной проституции до неспособности соблюдать даже самый легкий закон о субботе. Ни один другой народ не проявлял такого нежелания отдыхать от своих трудов, как израильтяне. Среди прочих нарушений им ставилось в вину, что они торговали по субботам и не давали земле субботнего отдыха (Неем.13:17; 2Пар.36). Размах их греха показывает, до какой степени грех может развращать сердца людей и отвращать их от Бога. Даже Бог не мог достаточно полно описать грехи Израиля. Исаия в своем обращении к Израилю подробно излагает их, но его перечисление не охватывает их полностью: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернулись назад» (Ис.1:4). Греховность Израиля достигла такой степени, что определяла все пути народа: «Но ты и не их путями ходила и не по их мерзостям поступала; этого было мало: ты поступала развратнее их на всех путях твоих» (Иез.16:47). Таким образом, история Израиля являет собой историю перехода от праведности к разложению.

Помимо перечисления конкретных грехов Израиля, в Библии показывается метафорическая картина грехов. Исаия изображает Израиль непокорным ребенком, даже более упрямым, чем животные. Ведь даже «вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего», но Израиль ведет себя безрассуднее животных и, несмотря на неоднократные увещевания Бога, отказывается прислушаться к зову своего хозяина (Ис.1:3). У Иеремии тоже есть несколько далеко не лестных для Израиля сравнений, касающихся его непослушания. Он называет Израиль «резвой верблюдицей, рыщущей по путям своим», то есть самкой в течке с необузданным желанием, которая отчаянно ищет любого для его удовлетворения жеребца (Иер.2:23–24). Он также показывает его блудницей «со многими любовниками», относящейся к своему блудодейству с таким легкомыслием, что оскверняет землю, «прелюбодействуя с камнем и деревом» (Иер.3:1–2, 9). В метафорическом изображении пророков разложение Израиля выглядело крайне непривлекательным и даже устрашающим, однако их попытки потрясти Израиль не приводили его к покаянию.

В разложении Бог видит не только состояние отдельных людей, но и осквернение всего Его физического творения. Бог неоднократно предупреждал людей не осквернять грехом полученную ими землю. Говоря о грехах хананеев и их наказании, Бог заявил, что их грехами была осквернена сама земля, «наполненная... от края до края» нечистотою; и Бог «воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней» (Лев.18:25). Вся «земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет» (Ис.24:5). Такие заявления об осквернении земли грехом можно сравнить со словами Павла о «рабстве тлению», от которого творение не освободится до возвращения Христа.

Подверженность человека, как и всего творения, физической смерти и тлению является следствием морального разложения, и в Библии показывается, что Бог не дал телу Христа «увидеть тления» (Деян.2:27). В этой связи в Библии провозглашается, что единственный способ избежать последствий физической смерти – жить подобно Христу в праведности. Павел предупреждает: «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6:8). Следовательно, моральное разложение ведет к физическому тлению в результате смерти, и преодолеть неизбежные последствия тления можно только благодаря искуплению Кровью Христа и праведной жизни силой Духа.

Ветхозаветная картина разложения во многих отношениях повторяется и в Новом Завете, но при этом в нее привносятся новые аспекты Божьей точки зрения на разложение. Самое очевидное различие – заявления Иисуса о законе. Бог лично разработал подробную систему правил, которым израильтяне должны были следовать, чтобы отделиться в святости для Бога. Тем не менее Иисус сказал фарисеям, что они упускают из виду саму суть закона. Обвинив их в лицемерии, Он заявил, что они предпочитают соблюдать внешние формы закона, быть внешне чистыми по закону, и не хотят признать, что закон дан для того, чтобы побуждать их смотреть на чистоту или нечистоту своего сердца. Он сделал им выговор, сказав: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека», ибо «исходящее из уст – из сердца исходит» (Мф.15:11, 18). Тем самым Иисус дал ясно понять фарисеям, что, хотя закон дан Богом и Он желает, чтобы они соблюдали его, вместе с тем, закон указывает на необходимость не столько внешней физической чистоты, сколько внутреннего освобождения от нравственного разложения.

Заповедь Иисуса подкрепил Павел: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в самом себе нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). То же самое он повторил в Тит. 1:15: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». В этих заявлениях выражается мысль, что предписания закона, относящиеся к внешней сфере, по сути, направлены на сердце верующего.

Помимо обращения к внутреннему миру верующего, новозаветные авторы приводят список проявлений разложения, которых следует избегать. Говоря о подлинно нечистых делах, Иисус приводит в качестве примера «прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злобу, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк.7:21–22). К этому списку пороков Павел добавляет «людей, развращенных умом, невежд в вере», которые «противятся истине» (2Тим.3:8). В представленном в этой главе списке грехов он пишет о людях, которые «самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:2–5). В этом списке в сжатом виде показана одна из наиболее полных картин разложения во всей Библии, так как в него включены многие мелкие грехи, часто не считающиеся злом. Павел осуждает вещи, от которых он побуждает отказаться ефесян: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:22–24). Павел предлагает здесь единственный способ избежать разложения: обновление сознания в слове Иисуса Христа.

Библия не только показывает различные образы разложения, но и в определенной мере раскрывает участь, которая однажды постигнет растленных. В установленном Им Царстве Христос уничтожит всякое разложение и создаст для Своего народа место, в котором разложения просто не будет. Исаия описывает в этом Царстве «большую дорогу», называемую «путем святым», по которому «нечистый не будет ходить», который будет предназначен только для Божьего народа и на котором «даже и неопытные не заблудятся» (Ис.35:8). В Откровении Иоанн изображает Царство Христово в виде нового Иерусалима, который тоже будет неоскверненным, так как «не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи» (Откр.21:27). Что касается разложения народов, Бог будет судить его образ, выражающий их систему греха, – «великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим» (Откр.19:2). Бог произведет суд и над самими растленными. Смысл уготованного им суда Бог определил словами: «Участь [их] в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая» (Откр.21:8). Таким образом, в Библии Бог не только показывает картины разложения, но и предрекает неминуемую смерть всех растлившихся.

См. также: ГРЕХ; РЖА, РЖАВЧИНА; СМЕРТЬ; ТЛЕНИЕ; ЦЕЛОСТНОСТЬ, ПОЛНОТА; ЧЕРВЬ; ЧИСТОТА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle