Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Различение

(Discernment)

Различение – это проявление мудрости или способности распознавания в силу либо внутренне присущей человеку проницательности, либо приобретения ее под влиянием какого-то события. В Писании люди могут различить явления либо чисто духовно (1Кор.2:14), либо в результате развития таких способностей (Иов.34:4).

Умение различать желательно всегда. К людям, не обладающим этой способностью, относятся с презрением (Втор.32:28), тогда как умеющие различать считаются мудрыми и хорошо осведомленными (напр., Притч.8:9; 14:6; 15:14; 16:21; 17:24). К обретению этого качества часто стремятся в политических целях (Быт.41:33, 39; 2Цар.14:17; 3Цар.3:9), а также в духовных вопросах для водительства в праведной жизни (Притч.28:7; Ос.14:10; 1Кор.2:14; Флп. 1:10). Даже Бог пользуется Своей способностью различения при рассмотрении дел и расположения сердца (Пс.138:3 {«окружаешь», которое можно также перевести как «проверяешь»}).

Жажда получить водительство или разумение носит всеобщий характер. Потребность в проницательности ощущают как праведные, так и неправедные, но по настоящему удовлетворить ее может только Бог. В язычестве для обретения проницательности использовались магия и волшебство (1Цар.28), у царей и правителей были советники (Быт.41:33), а наши современники обращаются за помощью к друзьям, врачам или консультантам. Но детям Божьим надо смотреть на Него (3Цар.3:9; Пс.118:125). Например, Бог дал Иосифу, мудрейшему и проницательнейшему человеку своего времени в Египте, умение истолковывать значение снов (Быт.41:1–40).

Один из ярчайших примеров способности различения являет собой Соломон. Он попросил у Бога дать ему не богатство, славу или власть, а сердце разумное (3Цар.3). Его просьба была выполнена, и он вскоре стал известен своей мудростью во многих странах. Ему приписывается большая часть Книги Притчей, в которой выражаются мысли мудрого и разумного человека и которую он посвятил сыну, «чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума» (Притч.1:2). Его голос слышится и в Книге Екклесиаста, это голос человека, стремящегося «исследовать и испытать мудростию все, что делается под небом» (Ек.1:13). И вывод мудреца, намерившегося постичь смысл жизни, таков: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай» (Ек.12:13). Мудрость Соломона была настолько велика, что ему удалось сохранить мир между Израилем и окружавшими его народами, благодаря чему он стал единственным ветхозаветным правителем, годы царствования которого были отмечены миром и благополучием.

В отличие от него, Лот несколько раз демонстрировал полное отсутствие проницательности. Когда они с Аврамом разошлись вместе со своими стадами, Лот выбрал плодородную землю рядом с Содомом и Гоморрой, хотя она была наполнена нечестием (Быт.13). Позднее, когда пришли три посланника Господа, чтобы забрать Лота из Содома, он предложил своих дочерей горожанам, желавшим изнасиловать посланников (Быт.19:7–8), а затем проявил нерешительность, прежде чем покинуть свой дом (Быт.19:16). В результате таких неразумных поступков его жена погибла (Быт.19:26), сам он был вынужден прятаться в пещере (Быт.19:30), а его дочери переспали с ним, чтобы продолжить свой род (Быт.19:31–38). Ничего этого не произошло бы, если бы он разумно руководил семьей.

См. также: ВОЖДЬ, ПУТЕВОДИТЕЛЬ, ВОДИТЕЛЬСТВО; КНИГА ЕККЛЕСИАСТА; КНИГА ПРИТЧЕЙ; МУДРОСТЬ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle