Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Книга Притчей

(Proverbs, book of)

В Книге Притчей представлена целая галерея образов. За пристрастие основываться на жизненных наблюдениях ветхозаветных мудрецов называют фотографами Библии. Притчи не только опираются на образы и метафоры как средство выражения, но и показывают конкретные действия и даже типичных персонажей, таких как глупец, лентяй и прелюбодей. Кроме того, автор Притчей умело соединяет высказанные им мысли воедино с помощью таких образов, как путь или стезя.

Мудрость и безрассудство. Наиболее видное место в книге занимают образы мудрости и безрассудства, и конфликт между ними составляет основную сюжетную линию книги в целом. Для придания этому антагонизму большей яркости автор персонифицирует его участников в виде красивых и привлекательных женщин (особенно в Притч.1–9), которые строят дома, устраивают пиры и привлекают на свою сторону людей. Книга в целом представляет собой постепенно расширяющуюся панораму мудрости и безрассудства с показом их характерных черт, типичных поступков, образа жизни и конечных судеб.

Наряду с мудростью и безрассудством в качестве ведущих героев книги, в ней есть множество персонажей, которые являются друзьями этих двух основных антагонистов. На добродетельной стороне мы видим осмотрительных, трудолюбивых, честных, целомудренных, великодушных и сдержанных людей. Круг сторонников безрассудства представлен шире: лентяи, мошенники, пьяницы, блудницы, прелюбодеи, насильники, склочники, ворчливые жены, алчные, скупцы, плохие соседи, лжецы и простаки. По степени охвата общественной атмосферы и социальных типажей с Притчами трудно сравнить какую-то другую книгу.

Благодаря подчеркнутому противопоставлению мудрости и безрассудства, пронизывающему всю Книгу Притчей, конфликтная составляющая объединяет книгу в единое целое. К тому же читатель ставится перед необходимостью выбора одной из сторон в этой непрестанной борьбе, и это чувство подкрепляется достаточно часто встречающимися призывами и наставлениями, которыми перемежается содержательная часть.

Учитель и ученик. В Древнем мире литература мудрости была учебным жанром – аналогом современных лекций в учебном заведении. Можно сказать, что мудрости учили в аудитории, охватывающей весь мир. Учебной направленностью объясняются многие образы и стилевые особенности в Притчах. Роль авторитетного лица исполняют поочередно учитель, отец или мать – представители старшего поколения, ответственного за воспитание молодежи. Объектом обучения изображается сын автора. Динамика учебного процесса порождает выразительные монологи, составляющие основной элемент первых девяти глав, наряду с непрестанными увещеваниями слушать, сопровождающимися обещаниями и благословениями, если молодой человек будет внимать наставлениям своих родителей и учителей.

Путь или стезя. Наиболее характерным образом для изображения природы мудрости служит образ пути или стези. В этом образе присутствуют такие мотивы, как сознательный выбор, постоянное или долговременное движение в одном направлении и прибытие в пункт назначения. Тем самым в образе выражается поведение человека в жизни и его результаты. В рамках образа пути мы видим мотив противоположных путей добра и зла (см., в частности, Притч.2:12–15; 4:14–19). Важные последствия жизненного выбора показаны в притче: «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан» (Притч.10:9). Путь праведного поведения изображается твердым (Притч.4:26), прямым (Притч.15:21), ведущим вверх (Притч.15:24) к жизни и бессмертию (Притч.12:28).

Особое внимание в Притчах уделяется гибельным последствиям для людей, избирающих ложный путь. Например: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти» (Притч.14:12; 16:25). Поддаться половому искушению значит избрать «пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти» (Притч.7:27). Человек, «сбившийся с пути разума» (Притч.21:16), направляется в преисподнюю (Притч.15:24; 16:17). В связанных с путем или стезей образах выражаются такие действия, как хождение, спотыкание, шествие и следование, а также образ ног как части тела, активно участвующей в движении.

Ловушки и виды оружия. В другой группе образов изображается, как люди могут погубить свою жизнь, попав в ловушку или в сеть. Сеть – обычная участь глупца, а мудрый вознаграждается тем, что избегает ее. В Притчах как бы нарисована карта жизни, помогающая молодому человеку избегать мест, где можно увязнуть. Мудрый учитель причисляет к сетям, улавливающим человека, широкий круг безрассудных поступков: глупые слова (Притч.6:2–5), греховные речи (Притч.12:13), опрометчивые решения (Притч.20:24–25) и приобретение сокровища лживым языком (Притч.21:6). Ловушки хитроумно замаскированы на пути и препятствуют движению вперед, как и сами нечестивые дела. Блудница изображается глубокой пропастью (Притч.22:14) и тесным колодцем (Притч.23:27), в котором «она, как разбойник сидит в засаде» (Притч.23:28). Поддавшийся половому искушению подобен оленю, идущему на выстрел, которого убивают стрелой, или птице, кидающейся в силок (Притч.7:22–23).

Для уничтожения человека безрассудство обладает целым арсеналом оружия, от которого может защитить мудрость – «щит для ходящих непорочно» (Притч.2:7; см. также Притч.30:5). Уста развратной женщины «остры, как меч обоюдоострый» (Притч.5:4). Лжесвидетель подобен «молоту и мечу и острой стреле» (Притч.25:18). Обманывать ближнего – все равно что бросать «огонь, стрелы и смерть» (Притч.26:18–19). Воздавать глупому честь так же опасно, как влагать «драгоценный камень в пращу» (Притч.26:8), а нанимающий глупого или пьяницу подобен лучнику, поражающему всех подряд (Притч.26:10 RSV).

Ценностные образы. Для книги, прославляющей добродетели мудрости, не удивительно повсеместное использование ценностных образов. Наиболее распространенные связаны с драгоценностями – мудрость в разных местах изображается «украшением для шеи твоей» (Притч.3:22), «прекрасным венком для головы твоей и украшением для шеи твоей» (Притч.1:9), «великолепным венцом» (Притч.4:9) и «драгоценной утварью» (Притч.20:15). Той же цели служат образы серебра (Притч.2:3–4; 10:20) и золота (Притч.25:11). Есть также прямые утверждения о ценности мудрости (Притч.8:18) и заявления, что мудрость лучше или предпочтительнее серебра и золота (Притч.3:14; 8:10,19; 16:16). Цена добродетельной жены гораздо «выше жемчугов» Притч.31:10).

Вариацией темы высочайшей ценности мудрости служит показ практической пользы, которую мудрость приносит человеку. При внимательном рассмотрении путь мудрости выглядит историей необычайного успеха, становящегося еще более привлекательным на фоне погибели, которую влечет за собой безрассудство. Это лучше всего видно в двух панегириках (песнях прославления; см. ПАНЕГИРИК) с перечислением наград, которые предлагает мудрость (Притч.3:13–18; 8:6–21). Книга Притчей – от начала до конца призыв к лучшему в противовес худшему, к ценному в противовес бесполезному.

Профессиональная деятельность. Литература мудрости охватывает все сферы жизни, и показанные в Притчах виды деятельности рисуют достаточно всеобъемлющую картину занятий разных людей. Изредка встречаются персонажи, зарабатывающие на жизнь преступными делами. В других местах читаем о земледельцах и ремесленниках, правителях и посланниках, строителях и служанках, хозяевах и рабах. В завершающем книгу портрете добродетельной и трудолюбивой жены рассказывается о покупке и продаже товаров, добывании предметов необходимости, насаждении виноградника, шитье одежды и ведении домашнего хозяйства.

Чем бы человек ни занимался, упор в Притчах делается на добродетели трудолюбия и пороке лености. Один из основных архетипов – лентяй или бездельник (Притч.6:9–11; 13:4; 15:19; 19:15, 24; 20:4; 24:30–31, 34; 26:14–15). С другой стороны, «от всякого труда есть прибыль» (Притч.14:23). Одним из самых ярких образов во всей книге служит самостоятельный и трудолюбивый муравей (Притч.6:6–8). «Рука прилежных обогащает» (Притч.10:4) и «будет господствовать» (Притч.12:24). «Помышления прилежного стремятся к изобилию» (Притч.21:5), и «душа прилежных насытится» (Притч.13:4).

Половые отношения и брак. Книгу Притчей можно считать кладезью библейского учения о половых отношениях и браке. Идеалом показана верная супружеская любовь (Притч.5:15–19). Ей противопоставляются различные формы неверности от сексуального приключения с женой ближнего (Притч.6:23–35) до бесстыдного поведения блудницы (Притч.7). Мудрый учитель призывает любить мудрость – «люби ее», «цени ее», «прилепись к ней» (Притч.4:6, 8). Повсеместно присутствуют также ролевые модели семейных отношений – муж, отец, сын, жена, мать. Ни в одной Книге Библии женщине не уделяется столько внимания, сколько в Притчах, где ей дается двойственная оценка – она может быть как очень хорошей, так и очень плохой.

Жизненный реализм. У мудрости «приземленная» направленность. Многочисленные обещания «жизни» (напр., Притч.3:16–18) и предупреждения о «смерти» (напр., Притч.5:5) могут побудить читателей, знакомых с такими новозаветными образами, к их истолкованию в слишком широком смысле. Но, в отличие от Евангелия, мудрость не обещает спасения от вечного проклятия. Мудрость обещает только преуспевающую жизнь в Божьем мире и освобождение от тягот, связанных с безрассудством. Мудрость увеличивает надежду на долгую жизнь, тогда как безрассудство отправляет человека на путь, ведущий к преждевременной смерти. Нужно отметить, что «обетования» Притчей не носят столь абсолютного характера, как и другие обетования Писания. Обетования Притчей показывают не гарантированный результат, а достоинства жизни, обусловленной мудрым поведением.

При таком упоре на жизненные обстоятельства мы неизбежно встречаем ссылки на обычные дела, составляющие жизнь любого человека, – еду, питье, работу, сон, хождение, любовь, половые отношения, сев и сбор урожая, смех, разговор и выслушивание. В Притчах читаем, как в холодный день снимают одежду (Притч.25:20), льют уксус на рану (Притч.25:20), как может сломаться зуб (Притч.25:19), как удар в нос производит кровь (Притч.30:33), как хватают за уши пса (Притч.26:17) и как трудно жить с человеком, который хвалит друга с раннего утра (Притч.27:14). Образ людей, занятых повседневными делами, подкрепляется частыми ссылками на части тела – на ноги (около двадцати упоминаний), уста (свыше пятидесяти), руки (свыше тридцати), язык (около двадцати пяти) и уши (свыше десяти). В том же направлении работают многочисленные сравнения с природными явлениями, которые отчасти объясняются принятой в притчах условностью проводить аналогии между поведением человека и силами природы. Поэтому мы видим образы воды, ветра, ночи, тьмы, света, источника, гор, деревьев, облаков и дождя.

Кратким показателем диапазона повседневных дел, которые мудрец исследует в своем воображении, может служить перечень непостижимых явлений в Притч.30:18–19, 21–31.

См. также: ГЛУПОСТЬ, БЕЗРАССУДСТВО, ЛЕНИВЕЦ, БЕЗДЕЛЬНИК; МУДРОСТЬ; ПРИТЧА, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР; РАЗЛИЧЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle