Панегирик
(Encomium)
Панегирик представляет собой лирическое произведение в стихах или прозе, написанное для восхваления либо какого-то абстрактного понятия, либо характерного персонажа. У этого жанра, возникшего в древних культурах и широко использовавшегося в эпоху Возрождения, установилась определенная форма. Его авторы скрупулезно придерживаются схемы из пяти основных составных частей:
1) вводная часть с обозначением предмета хвалы и иногда с его определением;
2) указание на его благородное происхождение или прославление того, как он появился;
3) перечисление достойных дел и качеств предмета хвалы;
4) указание на необходимость предмета хвалы или на его необычайную природу, иногда сопровождающееся сравнением с менее достойными предметами и/или перечнем наград, связанных с предметом хвалы;
5) заключительная часть, побуждающая читателя подражать предмету хвалы.
В канон библейских панегириков входят несколько псалмов с восхвалением благочестивого человека (Пс.1; 14; 111; 127) и Пс.118, прославляющий Божий закон. В двух местах Притчей используется стандартная схема для восхваления мудрости (Притч.3:13–20; 8), а сама еврейская книга заканчивается известным акростихом с прославлением идеальной жены (Притч.31:10–31). В Новом Завете к жанру панегирика принадлежит воспевание Христа. В заповедях блаженства рисуется портрет идеального последователя Христа с перечнем наград, которые получит такой человек. Кроме того, темой двух известных панегириков в прозе служат нравственные и духовные качества – любовь в 1Кор.13 и вера в Евр.11. Песнь о Страдающем Рабе в Ис.52:13–53:12 представляет собой пародийную имитацию классического панегирика, так как в ней общепринятые правила меняются отчасти на противоположные и прославляются качества, которые в мире считают отвратительными и достойными не хвалы, а отвержения.
См. также: ВОСПЕВАНИЕ ХРИСТА; ПСАЛМЫ ХВАЛЫ.