Память, воспоминание
(Remembrance)
Библейское понятие памяти выходит далеко за рамки просто ностальгических воспоминаний. Оно охватывает целую гамму человеческих переживаний, и в нем выражается гармоничное соединение веры и жизни с целью полного послушания Богу.
Твердая память – неотделимая часть библейской веры, ибо мы призваны истолковывать свои нынешние жизненные обстоятельства в свете верности Бога в прошлом. Соответственно, забывчивость рассматривается как одна из величайших духовных болезней (отсюда призыв псалмопевца «не забывать всех благодеяний Его» [Пс.102:2]). Когда у людей было незатуманенное и основанное на опыте знание Бога, они отвечали чистосердечным послушанием, а забывчивость вела к отходу от Бога. В Книге Судей забывчивостью людей объясняются многие проблемы тех дней: «И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа, Бога своего, и служили Ваалам и Астартам» (Суд.3:7). По словам Кинло, евреи призывались как бы двигаться назад в будущее, постоянно держа в поле зрения прошлое посредством проведения праздников и размышлений о Божьем законе и Божьих делах.
Благодаря призыву к «воспоминанию» на основе еврейского существительного zeker образуется понятие «памятника». В свою очередь, в однокоренных существительных (напр., zikkaron и ʾozkara) выражается мысль о памятных приношениях и памятных делах. Но независимо от того, идет ли речь о просьбе человека, чтобы о нем вспомнили (Иер.15:15), о сохранении памяти о ком-то (Мф.26:13) или о коллективном воспоминании (Втор.5:15; Нав.4:4–24), в центре внимания в Библии всегда стоят люди. Помимо случаев, связанных с отношениями между Богом и людьми (см. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ), есть упоминания о памятниках, символизирующих межличностные отношения, например, союз между Иаковом и Лаваном (Быт.31:44–50).
В праздниках пасхи (Исх.12:14) и вечери Господней (Лк.22:19; 1Кор.11:24–26) отражаются два самых важных воспоминания в Ветхом и Новом Заветах. Каждый из них напоминает об избавлении и спасении, в каждом из них человеческие чувства проявляются с наибольшей полнотой. Полная эмоциональная вовлеченность участников способствует установлению неразрывной связи между этими историческими событиями и предвкушением жизни в вере; благоговение перед прошлым сливается с его значимостью в настоящем. Другими примерами напоминаний, рассчитанных на чувственное восприятие, служат памятники из камней (Исх.28:12; Нав.4:4–24) и звуки труб (Чис.10:9–10).
Помимо молитв (Рим.1:9–10; Флп. 1:3–4), в которых напоминается о нуждах верующих, личная вера выражается в щедрых даяниях бедным (Деян.10:4; Гал.2:10). Кроме того, память сохранялась в бесценных письменных записях, таких как «памятная книга» (Мал.3:16). К числу других письменных памятников относятся филактерии (Исх.13:9) и письменный рассказ о разгроме амаликитян (Исх.17:14). Значение письменных напоминаний о Божьих делах в истории показано на примере Иосафата, сына Ахилуда, который служил «дееписателем» царя Давида (2Цар.8:16).
В упомянутых примерах подчеркивается, до какой степени «упорядоченное» сохранение памяти пронизывало библейскую культуру. Записи о событиях и материальные предметы служили гарантией, что люди будут помнить о том, о чем им надлежит помнить.
К библейским призывам помнить Божьи законы нельзя было относиться легкомысленно. Неоднократная забывчивость Израиля (Суд.8:34; Неем.9:16–18; Пс.77:42) всегда выливалась в неповиновение и поражение. Библия особо предостерегает против забвения основных положений, связанных с надлежащим поклонением (Чис.16:36–40). Праздник пурим тоже служил напоминанием о том, как Бог поступает с замышляющими недоброе против Израиля (Есф.9:23–28). Наконец, святость увязывается с виной, когда человек вспоминает о вере (Чис.5:11–15; 3Цар.17:17–18).
Когда речь заходит о «памяти», Бог не довольствуется половинчатым ответом. Цель полного посвящения кратко выражается в Его заповеди по соблюдению пасхи: «И да будет тебе это знаком на руке твоей [поведение] и памятником пред глазами твоими [мысли], дабы закон Господень был в устах твоих [общение]» (Исх.13:9).
Хорошей иллюстрацией психологии и богословия памяти в Псалтири служит Пс.76. Псалмопевец начинает с описания своих борений с жизненными обстоятельствами и с Богом (Пс.76:2–4), в Котором он видит источник своих проблем (Пс.76:5–10). Охваченный эмоциональными переживаниями, он вспоминает о «делах Господа» (Пс.76:12) и конкретно об избавлении у Красного моря (Пс.76:17–21). В результате этих воспоминаний его позиция меняется, и он переходит от жалобы к поклонению (Пс.76:14–15).
Наконец, не следует упускать из виду очевидное: люди забывают о том, о чем им не напоминают (поэтому Сэмюел Джонсон замечает, что люди чаще нуждаются в напоминаниях, чем в информации). Лейтмотивом этой темы звучит Второе послание Петра: «Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю... возбуждать вас напоминанием... напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя» (2Пет.1:12–13; 3:1–2).
См. также: ОСТАВЛЕНИЕ, ПОКИНУТОСТЬ; УТЕРЕННОЕ И НАЙДЕННОЕ.