Оставление, покинутость
(Forsake, forsaken)
Образы покинутых людей, особенно женщин, встречаются на всем протяжении Библии. Хотя Бог всегда был Богом милости, никогда не оставляющим нуждающихся, тем не менее в библейские времена были покинутые и обиженные люди.
В Библии слово оставлять и его синоним покидать используются в двояком смысле: с одной стороны, глаголы оставить или покинуть означают «прекратить совершение определенных дел или отказаться от них», а с другой – «отвернуться от людей, не имеющих больше никого, кто мог бы позаботиться о них». В Библии важное значение имеют оба смысловых оттенка, и, говоря об Израиле, Бог связывает их воедино. Поскольку женщины находились в гораздо более зависимом положении, чем мужчины, и нуждались в правовой, финансовой и материальной поддержке мужчин, чаще всего покинутыми или оставленными в Библии оказывались женщины. Положение покинутого было одновременно немилостью и несчастьем, и типичными примерами таких обездоленных людей служили вдовы, сироты и пришельцы.
В ветхозаветной истории Израиля образы отречения или положения покинутого связываются с заветом, который Бог заключил со Своим народом. С одной стороны, Бог заявил о Себе как о верном Боге, Который никогда не оставит Свой народ. Моисей напомнил Израилю многочисленные обетования, согласно которым «Господь, Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя»; поэтому народ мог без страха противостоять противникам при поддержке Бога, Который «не отступит от тебя и не оставит тебя» (Втор.4:31; 31:6). В то же время Бог предупредил Израиль, что, если народ забудет Его, Он оставит его и пошлет на него врагов в наказание за грехи (Втор.28:20). К сожалению, израильтяне повели себя именно так: Бог Сам предрек, что Израиль оставит Бога, Который создал его; и, начиная с Книги Судей, в Библии рассказывается, как народ отходил от Господа и поклонялся иным богам (Втор.31:16; 1Цар.12:10; 3Цар.8:57; 19:10). Бог отдавал Израиль одному враждебному народу за другим, но, несмотря на наказания, народ так никогда и не покаялся полностью в своих грехах.
В Книге Исаии Бог обращается к плененному народу Израиля как к страдающей женщине, как к Своей отверженной жене. Обещая положить конец одиночеству, Он призывает Израиль забыть «посрамление юности твоей, и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего» (Ис.54:4). Он заверяет Израиль в обретении безопасности в постоянном доме со своим мужем и говорит: «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его... Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой. На малое время Я оставил тебя, но с великой милостию восприму тебя... Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я положу камни твои на рубине, и сделаю основание твое из сапфиров» (Ис.54:5–7,11). В этом заявлении отражается все, чего больше всего не хватает покинутой женщине: образ любящего мужа, заботящегося об удовлетворении ее материальных потребностей, оберегающего ее от причинения вреда и обеспечивающего ей благополучие и стабильность. Бог делает ясное заверение в Своей верности: «Не будут уже называть тебя “оставленным”, и землю твою не будут более называть “пустынею”, но будут называть тебя: “Мое благоволение к нему”, а землю твою – “замужнею”» (Ис.62:4). Израиль поистине стал искупленной Божьей невестой, ярким образом произведенного Богом изменения тяжелого положения одинокой скорбящей женщины.
На всем протяжении Библии особую милость и заботу Бог проявляет в отношении покинутых и нуждающихся. Псалмопевец говорит о непрестанной верности Бога любящим Его: «Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным» (Пс.36:25). Он выражает мысль, что Бог верен более кого-либо на земле, ибо даже «отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (Пс.26:10). Он называет Бога «отцом сирот и судией вдов», Который «дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду» (Пс.67:6; Втор.10:18). Бог требовал от Израиля поступать так же: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте», – и напоминал израильскому народу о необходимости заботиться о пришельцах на своей земле (Исх.22:22; Втор.10:19). Более того, Он установил особую систему для их пропитания в Израиле, разрешив им подбирать любые остатки урожая на полях, с масличных деревьев и в виноградниках (Втор.14:29; 24:19–21). Когда Израиль проявлял неповиновение Богу, его отношение к сиротам и вдовам становилось одним из пунктов обвинения, выдвигавшегося против него (Ис.1:23; Иез.22:7). Бог понимал тяжелое положение самых обездоленных членов общества и проявлял милостивую заботу о них.
В образе покинутых женщин выражается библейский архетип. Проблемы некоторых из них решил Бог: Агари (Быт.16:7–14; 21:8–19), Лии (Быт.29:31), Фамари (Быт.38), Руфи и Ноемини, а также вдов, находившихся в бедственном положении, из которого они вышли с помощью Илии и Елисея (3Цар.17:8–15; 4Цар.4). Но, в полном согласии с реализмом Библии, не со всеми покинутыми женщинами дело оборачивалось так хорошо. Можно вспомнить о дочери Иеффая (Суд.11:29–40), о наложнице левита, отправленной на поругание за двери дома (Суд.19), и о Фамари, которую Амнон прогнал после изнасилования (2Цар.13:1–19).
Образы отхода или отказа соотносятся также с Божьими заповедями, часть которых предупреждает о недопустимости прекращения выполнения своих обязанностей. Прежде всего Божьему народу неоднократно предписывается не отказываться и не отвращаться от повиновения Ему. В Книге Притчей содержится множество наставлений не отступать от благочестивого поведения. Учитель наставляет учеников не оставлять его заповедей или заповедей своих родителей (Притч.4:2; 6:20). Он хвалит стремление к приобретению мудрости и обещает: «Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя» (Притч.4:6). В Притчах прославляется также добродетель человека, который никогда не покидает друга (Притч.27:10). Таким образом, образ добродетели преданности дополняет общий библейский мотив необходимости не оставлять нуждающегося.
В целом примеры отречения или отказа служат негативными образами состояния, которого следует избегать, однако в некоторых случаях этот мотив приобретает положительный смысл отхода от чего-то плохого. Так, мы видим призывы оставить ярость (Пс.36:8), оставить свои преступления (Притч.28:13) и отвергнуть идолов (Иез.20:8). Классический в этом отношении стих – Ис.55:7: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив».
В заключение можно сказать, что основным утешением служит осознание, что человек не оставляется Богом (около десяти мест с указанием на это в Библии). Самое постыдное – отойти от Бога или от Его путей (примерно двадцать упоминаний об этом). Самое ужасное – когда Бог оставляет тебя (2Пар.29:8; Пс.21:2; Мф.27:46).
См. также: БЛУЖДАНИЕ, СТРАННИКИ; ВДОВА; ПРИШЕЛЕЦ, ЧУЖЕЗЕМЕЦ, СТРАННИК; СИРОТА.