Остаток
(Remnant)
Тема остатка в Библии связана с разными образами, но исходным пунктом служит Израиль как этнос, народ и, в конечном счете, Божий народ. В этих понятиях могут подразумеваться как положительные ассоциации, например, «праведный остаток», так и отрицательные, например, то, что остается после суда. Негативный аспект остатка выражается в гиперболических и колоритных образах, подчеркивающих серьезность Божьего суда.
Одни из самых ярких примеров мы видим в Книге Исаии. Вслед за видением Божьего престола на пророка возлагается поручение донести послание осуждения: «...доколе не опустеют города, и останутся без жителей... и удалит Господь людей, и... останется десятая часть» (Ис.6:11–13). В знак грядущего суда и очищения Исаия назвал одного из своих сыновей Шеарясувом, что значит «остаток возвратится» (Ис.7:3). Мужское население сократится настолько, говорит пророк, что «ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: “свой хлеб будем есть, и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем”» (Ис.4:1). Иудея станет как шалаш в огороде (Ис.1:8) или как одинокое знамя на холме (Ис.30:17). Опустошение будет таким, что землю можно будет сравнить с Содомом и Гоморрой (Ис.1:9).
Но в представлении Исаии об остатке заложена и надежда на восстановление. Суд будет подобен очищению, удаляющему примеси и отделяющему чистый остаток (Ис.1:25–26; см. ЧИСТОТА). Верующие уцелеют в грядущем потопе (Ис.28:16; 30:15). Останется святое семя (Ис.6:13). «Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме» (Ис.4:3).
Ветхозаветное представление об остатке играет важную роль в Новом Завете. С его помощью объясняется, почему не весь Израиль принял Иисуса как долгожданного Мессию. Иисус Сам сослался на видение Исаии (Ис.6:9–10) для объяснения факта, что не все откликнулись с верой на Его слово (Мк.4:10–13). Павел тоже обращался к ветхозаветной символике для истолкования неверия Израиля: «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось. Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля» (Рим.9:6).
Разработанное Павлом в Рим.9–11 богословие избрания в значительной степени основывается на ветхозаветном понятии остатка. Несмотря на упрямство Израиля, Павел убежден, что «не отверг Бог народа Своего» (Рим.11:2), и в качестве доказательства он приводит пример отчаянного положения Илии: «Остался я один, и моей души ищут» (Рим.11:3, цитата из 3Цар.19:10). «Что же говорит ему (Божеский) ответ? – продолжает Павел. – “Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена пред Ваалом” [3Цар.19:18]. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим.11:4–5).
Наконец, в апокалиптических образах Книги Откровение избранный остаток насчитывает сто сорок четыре тысячи – по двенадцать тысяч от каждого из двенадцати колен Израиля (Откр.7:2–8). Но когда провидец присмотрелся, этот численный образ Израиля расширился до видения «великого множества людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков», стоявшего «пред престолом и пред Агнцем» (Откр.7:9).
См. также: ВОССТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗВРАТ; ИЗРАИЛЬ.
Библиография:
J. С. Campbell, «Gods People and the Remnant», SJT 3 (1950) 78–85;
G.F. Hasel, The Remnant: The History and Theology of the Remnant Idea from Genesis to Isaiah (AUM 5; Berrien Springs, MO: Andrews University Press, 1972).