Пальма
(Palm tree)
Пальмовое дерево отличается характерным видом. У него длинный стройный ствол с листвой на самом верху. У него также глубокие корни, питающие его водой. Благодаря последнему свойству оно буйно растет в оазисах.
С пальмами связаны некоторые конкретные географические места. Во время странствия по пустыне израильтяне расположились станом в Елиме, где было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых деревьев (Исх.15:27; Чис. 33:9), и эти числа красноречиво совпадали с двенадцатью коленами и семьюдесятью старейшинами Израиля. Девора творила суд под «Пальмою Девориною», расположенной между Рамой и Вефилем (Суд.4:5). Знаменитый Иерихон, построенный на месте большого оазиса в пустыне, был также известен как «город Пальм» (Втор.34:3; 2Пар.28:15).
Таким образом, пальмовое дерево ассоциировалось с оазисом, местом плодородия в пустыне. Оно давало пищу в виде фиников, а сок можно было использовать как освежающее средство или для приготовления вина. С учетом таких свойств не удивительно, что пальма часто связывалась с плодородием и благословением. По словам Пс.91:13–14:
Праведник цветет, как пальма,
возвышается, подобно кедру на Ливане.
Насажденные в доме Господнем,
они цветут во дворах Бога нашего.
Ролью пальмы как символа плодородия и жизни объясняется также ее частое использование в художественной символике храма. Пальмовые деревья были вырезаны на стенах храма, на дверях из масличного дерева и в других местах (3Цар.6:29, 32, 35; 7:36). Развитием темы служит полученное Иезекиилем видение эсхатологического храма, содержащего множество художественных изображений пальмы (Иез.40:16, 22, 26, 31, 34; 41:18, 19–20, 25–26).
На пальмовых деревьях растут большие листья. В древнем Израиле они находили применение в религиозных церемониях. Первый день праздника кущей отмечался с плодами деревьев, ветвями тополя и пальмовыми листьями, символизировавшими богатый урожай. Кущи, в которых израильтяне жили во время праздника, сооружались из пальмовых листьев и ветвей других деревьев (Неем.8:15). В Новом Завете описывается, как Иисус въехал в Иерусалим во время религиозного праздника и толпа приветствовала Его пальмовыми ветвями (Ин.12:13).
Пальма стройна и царственна на вид. Форма и ассоциативная связь с плодородием делает ее в Песни песней вполне подходящим образом женщины (см. ЖЕНЩИНА), о которой мужчина восклицает:
Этот стан твой похож на пальму,
и груди твои на виноградные кисти.
Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее. (Песн.7:8–9).
Исаия использует образ пальмы как самого царственного дерева, чья листва развевается в воздухе, в одном ряду с тростником, склоняющимся к земле: «И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день» (Ис.9:14). Смысл заключается в том, что суду подвергнется как верх, так и низ Израиля (см. также Ис.19:15).
См. также: ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ; ПЛОД, ПЛОДОНОСНОСТЬ.