Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Плод, плодоносность

(Fruit, fruitfulness)

Не считая примерно трех десятков упоминаний о плодоносности и плодородности, слово плод в современных переводах встречается более двухсот раз. Можно выделить три основных значения: 1) плод в современном понимании как конкретный пищевой продукт, связанный с определенными плодовыми деревьями (Быт.1:11; Неем.9:25; Пс.148:9; Ек.2:5; Ис.17:6), 2) съедобный плод с любого дерева или растения, произведения земли (Быт.3:2–6; Исх.10:15), 3) в метафорическом смысле – последствия каких-то действий, в том числе появление потомства в результате половых отношений.

В Библии плод изображается либо хорошим, либо плохим. В Нагорной проповеди Иисус заявил: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф.7:17–19; Лк.6:43; см. также Мф.3:10; Лк.3:9). Такая двойственность проявилась уже в Едемском саду. В плоде с запретного дерева, удовлетворившего аппетит человека, в то же время выразилась потенциальная возможность привнести смерть во все творение. Первородный грех заключался в том, что Ева ела плоды с запретного дерева и предложила их своему мужу, который тоже ел их (Быт.3:6). Но следствием вкушения этих плодов стали осознание своего позора (Быт.3:7; ср. Быт.2:25), боль, страдание и, в конечном счете, смерть (Быт.3:16–19). Здесь мы, без сомнения, видим архетип худого плода в человеческой жизни.

В образе запретного плода выражается оттенок сверхъестественного, и то же самое относится к плоду в небесном раю, появляющемуся в конце Библии. Через новый Иерусалим течет «река воды жизни», и по обеим сторонам реки стоит «древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой» (Откр.22:1–2; ср. Иез.47:12). Его плоды исцеляют народы, служат символом жизни с избытком и изменения положения, к которому привело грехопадение в Быт.3. Здесь мы, без сомнения, видим архетип доброго плода в человеческой жизни.

Плоды как образ изобилия. Изобилие плодов символизирует богатство творческой работы Бога. Сотворенный Богом мир отличался чрезвычайной плодородностью с «деревьями плодовитыми, приносящими по роду своему плод» (Быт.1:11–12) и со «всяким деревом, у которого плод древесный, сеющий семя» (Быт.1:29). Иеремия соединяет три самых выразительных ветхозаветных образа богатства, перечисляя «вино, и летние плоды, и масло» (Иер.40:10, 12).

Как образ изобилия и Божьего благословения плоды занимают видное место в описаниях преимуществ обетованной земли, которая неоднократно изображается необычайно плодоносной (Исх.3:8; Чис. 13:27–28; Втор.8:8). Вернувшиеся соглядатаи в качестве доказательства ее желанности принесли «плоды земли» (Чис.13:27). Плодородность земли связывалась с соблюдением завета. В случае послушания Израиль мог рассчитывать, что Бог сохранит плодородие земли: «И будет земля давать плод свой, и будете есть досыта» (Лев.25:19). Ожидалось благоденствие (3Цар.4:25). Плодовые деревья нельзя было уничтожать даже во время войны (Втор.20:19–20). Когда Неемия напоминал о преимуществах обетованной земли, в нарисованной им картине фигурировали «виноградные и масличные сады, и множество дерев с плодами для пищи» (Неем.9:25). Непослушание, в свою очередь, вело к Божьему суду над землей Израиля (Иер.4:26), как и над землями других народов (напр., Ис.10:18; Иер.48:33).

Кроме того, плодами изображаются дети (Быт.30:2; Втор.7:13; Пс.20:11; Ис.13:18; Мих.6:7; Лк.1:42) и потомство животных (Втор.28:4, 11; 30:9). Плодовитость человека – одновременно обетование (Быт.17:6; 28:3; 48:4) и заповедь Бога (Быт.1:22, 28; 8:17; 9:1, 7). В этом смысле жену можно назвать «плодовитой лозой» (Пс.127:3). Дети же – «плод чрева» и как таковые «наследие от Господа» (Пс.126:3). Понимание плода как высшего образа земного изобилия нашло выражение в словах Моисея: «С избытком даст тебе Господь, Бог твой, успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей» (Втор.30:9; ср. Втор.28:11).

Первые плоды. Видное место плоды занимали и в ветхозаветных обрядовых законах. Первые три года плодовые деревья считались нечистыми. Урожай четвертого года, рассматривавшийся как первые плоды, принадлежал Господу (см. ПЕРВЫЙ). С пятого года плоды можно было есть.

Поскольку Богу, в конечном счете, принадлежит все, первый сбор урожая приносился Ему (напр., Ис.28:4; Иер.24:2; Мих.7:1). То же самое распространялось на детей и на животных (Исх.13:2–16; Чис. 3:12–16). Этот образ как метафора используется также в отношении Израиля (Иер.2:3). Употребление в пищу первых плодов наряду с остальным урожаем считалось кощунством, ибо к ним относились как к священным (Лев.19:23–25; ср. Втор.20:6; 28:30; Иер.31:5; Неем.10:35–36).

Воскресение Иисуса изображается Павлом как воскресение «первенца из умерших» (1Кор.15:20, 23), и при этом явно имеется в виду как хронологическое первенство, так и ожидание мессианского изобилия. Святой Дух тоже назван «начатком» (Рим.8:23). Это можно сравнить с образом Духа как «залога» (2Кор.1:22; Еф.1:13–14) последующего прибавления.

Метафорические образы. Последствия, к которым приводят определенные дела, часто изображаются плодами (Иер.17:10). Творение есть плод дел Бога (Пс.103:13). В позднем иудаизме праведник описывался человеком, приносящим добрые плоды (Притч.31:31; Ис.3:10), а нечестивый – дурные плоды (Притч.1:31; Иер.6:19; 21:14; Ос.10:13; Мих.7:13). Язык может приносить как хорошие, так и злые плоды (Притч.12:14; 18:20). Уклонение в ересь ведет к бесплодию (Иуд.1:12). Молитва и поклонение, напротив, изображаются метафорически плодом уст (напр., Притч.12:14; 13:2; 18:20; Ис.57:19 {«исполню», Евр.«сотворю плод»}; Евр.13:15).

В ветхозаветной литературе мудрости принесение плода выглядит архетипом праведной жизни. Тон задается в Пс.1:3, где благочестивый человек сравнивается с «деревом, посаженным при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» (ср. Иер.17:7–8). В Новом Завете, особенно у Матфея, такого рода образы черпаются из литературы мудрости. Иоанн Креститель призывает сотворить достойный плод покаяния и предупреждает, что бесплодное дерево будет срублено и брошено в огонь (Мф.3:8–10). Такую оценку подтвердил и Сам Иисус, указавший, что лжепророков можно различить так же, как различают деревья, – по их плодам (Мф.7:15–20; ср. Мф.12:33). Семя, посеянное на доброй земле, приносит необычайно большие плоды (Мф.13:23). В конечном счете, Царство будет принадлежать народу, приносящему его плоды (Мф.21:43). На той же традиции литературы мудрости основывается и Иаков (Иак.3:17).

Павел пользуется образом получения плода для изображения результатов своего служения (Рим.1:13). В глазах Павла постоянство в жизни приносит плод делу (Флп.1:22). Благовестие, как и праведность, приносит плоды (Кол.1:6, 10). Что касается поведения человека, Павел, вторя литературе мудрости, пишет о «чадах света» и о «бесплодных делах тьмы» (Еф.5:8 и далее). В Послании к евреям говорится, что наказание «наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» (Евр.12:11).

Плодородие в прямом смысле зависит, разумеется, от достаточного количества воды. Поэтому вода служит яркой метафорой Духа (Иез.47:1–12; Ин.7:37–39).

В Гал.5:22–23 Павел использует образ «плода духа» для изображения работы Божьего Духа в отличие от «дел плоти» (Гал.5:17–21). В этом отрывке Павел противопоставляет естественным образом развивающийся плод Божьего Духа греху, возникающему в результате человеческих дел в отрыве от Бога.

Терния и волчцы появляются после осквернения Едемского сада грехом (Быт.3:17–19). Они служат символом вмешательства сил необузданной природы. Они могут быть следствием нерадивости (Притч.24:30–31) или произведенного над городом суда (Ис.34:13). В любом случае творение не подчиняется человеческому контролю. Определенное представление о том, как обстояли бы дела, не будь греха, дают чудеса, совершенные Иисусом с природными явлениями (напр., Мк.4:35–41; 6:30–44; Ин.2:1–11; ср. Евр.2:8–9). В метафорическом смысле бесплодность подавляет духовную жизнь и жизненную силу (напр., Мк.4:7, 18–19). Исаия пишет о неспособности Израиля принести достойный плод (Ис.5:2, 4). Бесплодная смоковница, символизировавшая Израиль, была проклята Иисусом (Мк.11:12–14, 20–25; Мф.21:18–22). Нездоровые последствия идолопоклонства и несправедливости называются «полынью» – растением, известным своими горькими и ядовитыми плодами (Втор.29:18; Ам.5:7 {«в отраву»}; 6:12 {«горечь»}), которая могла разрастись по всему Израилю.

См. также: ВИНОГРАД, ВИНОГРАДНИК, ЛОЗА; ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ; ДРЕВО ЖИЗНИ; ЖАТВА, УРОЖАЙ; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ; ПЕРВЫЙ; ПИЩА, ПРОДОВОЛЬСТВИЕ; САД; СМОКВА, СМОКОВНИЦА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle