Плешивость
(Baldness)
«Не было во всем Израиле мужчины столь красивого, как Авессалом» (2Цар.14:25). В следующем стихе говорится, что одна из основных причин такого восхищения им заключалась в его густой шевелюре. Равно как белые волосы – важный элемент, характеризующий Ветхого днями (Дан.7:9) и воскресшего Иисуса (Откр.1:14).
С другой стороны, отсутствие волос на голове служило поводом для насмешек. Язвительное обращение к Елисею «иди, плешивый!» (4Цар.2:23) было для него, несомненно, оскорблением, хотя и не ясно, чем объяснялась его плешивость: естественным выпадением волос или выбритой тонзурой. Кроме того, в Библии показано, что стрижка волос на голове служила выражением скорби (напр., Иер.16:6) или свидетельством Божьего суда как над Своим собственным народом (напр., Ис.3:17, 24; 7:20; 22:12; Иез.7:18; Ам.8:10; Мих.1:16), так и над его врагами (напр., Ис.15:2; Иер.47:5; 48:37; Иез.27:31; 29:18). В стихе Михея показан образ орла, своей полинявшей головой резко отличающегося от других украшенных перьями птиц.
Священникам брить голову в знак скорби было запрещено на том основании, что тем самым они могут осквернить свое святое призвание и «бесчестить имя Бога своего» (Лев.21:5–6; Иез.44:20). Той же причиной объясняется запрет во Втор.14:1 святому народу Божьему выстригать волосы над глазами «по умершем».
Отращивание волос было одним из условий назорейского обета (Чис.6:5). Эти волосы рассматривались как посвящение Господу (Чис.6:7) и должны были остригаться по завершении обета (Чис.6:18) или в том случае, если они осквернятся случайно (напр., если кто-то умрет в присутствии назорея). Феноменальная сила Самсона, самого известного в Библии назорея, была связана с длиной его волос (Суд.16:17–22). Павел и его спутники стригли головы в обрядовых целях (Деян.18:18; 21:24).
См. также: ВОЛОСЫ.