Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Плечи, рамена

(Shoulder)

На древнем Ближнем Востоке вещи носили на плечах. Ткань на одежде собиралась в складки на плечах, и священнический ефод висел на плечах. Громоздкие или тяжелые предметы, такие как кувшины с водой, люди носили на плече (Быт.24:45), а пастухи носили агнцев на плечах, закинув на шею (Лк.15:5). На вола надевали ярмо для выполнения тяжелой работы, а в рабстве ярмо возлагалось на плечи человека в переносном смысле (Ис.9:4). По этой причине плечо стало метафорой напряженного труда – после тяжелой кампании Навуходоносора против Тира в его войске «все головы оплешивели и все плеча стерты» (Иез.29:18; см. также Неем.3:5).

С этим образом ассоциируется также бремя. Иисус порицал фарисеев и книжников за то, что они «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и пальцем пошевелить» (Мф.23:4). Закон Господа стал бременем, хотя он должен укреплять душу (Пс.18:8–12). Описания плена и рабства изобилуют образами обремененных плеч (Пс.80:7; Ис.10:27; 14:25), в которых подразумевается насильственное подчинение и тяжелый труд. В образе ярма, которое обычно надевали на рабочий скот (см. ЖИВОТНЫЕ) и которое носили на плечах пленные, раскрывается картина обращения с рабами.

На плечи возлагалась и ответственность. Дав указание положить два камня с вырезанными на них именами двенадцати колен Израиля на плечи ефода, Бог сказал, что «будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти» (Исх.28:11–12). Аарон должен был представать пред Господом, неся на своих плечах ответственность за заботу об Израиле. Равным образом, в Ис.9:6 говорится о «владычестве на раменах Его [Мессии]», которое дает Ему власть над народами и налагает ответственность за них.

К числу других образов плеча относятся служение плечом к плечу (Соф.3:9 {«единодушно»}), выталкивание слабых плечами своевольным Израилем (Иез.34:21), принесение на плечах в знак оказания чести (Ис.49:22) и носимая на плече запись (Иов.31:36). В Иез.12 пророк разыгрывает сцену будущего плена, вынося свои вещи из дома на плечах и предсказывая бедствие для «начальствующего в Иерусалиме и для всего дома Израилева» (Иез.12:10).

См. также: ИГО, ЯРМО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle