Иго, ярмо
(Yoke)
Ярмо, которое упоминается в Библии более пятидесяти раз, – это деревянная перекладина или рамка, с помощью которой запрягают вместе животных для перевозки груза. Здесь важны две характеристики ярма: это символ подчинения, служения или рабства (так как осел или вол в упряжи служит своему хозяину) или символ объединения (так как посредством ярма два животных связываются друг с другом).
В буквальном значении ярмо упоминается в Библии сравнительно редко. Некоторые из таких случаев приходятся на текст церемониальных законов, где, например, мы читаем о принесении телицы, которая никогда не ходила под ярмом, в жертву (Чис.19:2), или об обряде очищения от крови (Втор.21:1–9), или о том, что не следует запрягать вместе вола и осла (Втор.22:10). Здесь упряжка животных приобретает церемониальное, даже религиозное значение. Саул подтверждает свое заявление, разрезав на части воловье ярмо и разослав эти части по земле Израиля (1Цар.11:7). Другие буквальные упоминания о животных под ярмом лишь подкрепляют предельный реализм библейского текста. Мы читаем о двух коровах под ярмом, которые везли ковчег Господа, и об их телятах, запертых дома (1Цар.6:10); а Елисей был известен на всю округу, потому что у него было двенадцать упряжек волов (3Цар.19:19). В притче Иисуса о пире один из гостей объясняет свое отсутствие тем, что купил пять упряжек волов и должен испытать их (Лк.14:19).
В большинстве случаев упоминания о ярме или иге в Библии имеют переносное значение, оно символизирует политическое подчинение иноземному царю (Втор.28:48; Иер.27:8–12) или гнет собственного царя (3Цар.12:4–14). Соответственно, свобода – это освобождение из-под ига рабства (напр., Быт.27:40; Ис.9:4; 10:27; Иер.28:2, 4; Иез.34:27). Чтобы показать, что Иудея и соседние народы подчинятся Навуходоносору, Иеремия, по повелению Бога, носит на шее ярмо (Иер.27).
С образом рабства связаны и другие использования образа ярма. Грех – ярмо на шее человека (Плч.1:14). Необходимость подчиняться иудейскому церемониальному закону стала бы для обращенных в христианство язычников невыносимым игом (Деян.15:10), как и возвращение к закону для христиан (Гал.5:1).
Так как ярмо связывает вместе двух животных, оно стало также символом тесного союза или объединения. Когда Израиль предается языческим практикам, это описывается как хождение в одной упряжке с Ваалом (Чис.25:3, 5 {«прилепился»}). Павел предостерегает христиан от браков с неверующими, говоря: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2Кор.6:14). Возможно, он намекает при этом на запрет объединять в одной упряжи осла и вола (Втор.22:10).
В большинстве перечисленных случаев образ ярма отрицателен – иногда человеку следует изо всех сил стараться избежать его. Но этот образ может иметь и положительное значение. Ярмо может символизировать разумное самоограничение, и тогда приучаться нести такое иго с юности – «благо», как и терпеливо ждать спасения от Господа (Плч.3:26–27). Лучший пример такого использования – парадоксальное упоминание ярма Иисусом как символа благого подчинения Ему: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня... и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:29–30).
См. также: БЫК; ЗАВИСИМОСТЬ И СВОБОДА.