Иаков
(Jacob)
О роли Иакова в Библии свидетельствует факт, что его имя упоминается 350 раз. Около половины упоминаний приходятся на Книгу Бытие. В целом имя Иаков соотносится с несколькими понятиями: патриарх и родоначальник; единый народ Израиля при Давиде и Соломоне; Северное Царство Израиль, отколовшееся от дома Давида после смерти Соломона; Южное Царство Иудея, оставшееся под управлением дома Давида, или Израиль в широком этническо-религиозном смысле.
В Бытии история жизни Иакова разделяется на два основных этапа: повествование, где Иаков выступает главным действующим лицом (Быт.26–36), и повествование об Иосифе (Быт.37–50), где Иаков играет второстепенную роль. В первом случае события развиваются по характерной схеме комедийного сюжета с провалом до уровня потенциальной трагедии и с последующим счастливым финалом. Поворотным пунктом в этом развитии служит проявленное Иаковом послушание Богу в известной сцене борьбы у потока Иавок, которая в Ветхом Завете в наибольшей степени приближается к рассказу об обращении. Жизнь Иакова в этот период соответствует трехэтапной схеме, основанной на темах ухода и возвращения: детство в родительском доме, двадцать лет, проведенных в Харране, и возвращение на родную землю. В начале каждого из этих этапов происходят явления свыше, предвосхищающие развитие последующих событий в жизни героя: полученное Ревеккой пророчество, что Иаков будет сильнее брата (Быт.25:23), видение в Вефиле, когда Иаков получил благословение завета (Быт.28:11–17), и борьба у потока Иавок, где Иаков получил заветное имя и новое самосознание (Быт.32:22–31). В основе всей сюжетной линии лежит противопоставление человеческой слабости и божественной благодати. Действие объединяет долгая борьба героя за обретение благочестивого характера, то есть тема искания.
Основная роль Иакова в истории спасения – роль патриарха. В Библии имя Иакова тридцать раз встречается в показательной триаде имен Авраама, Исаака и Иакова – почитаемых патриархов народа Израиля. Уже по ходу рассказа о его жизни в Бытии мы видим, что речь идет о патриархе, отчасти потому, что еще до его рождения Бог дал Ревекке пророчество о судьбоносном характере личности Иакова. Положение Иакова как патриарха подчеркивается фактом, что сам народ Израиля получил название по новому имени Иакова, Израиль, и это находит выражение в более 150 последующих упоминаний о нем, в которых он связывается с народом. И в самом Бытии Иаков чаще всего выступает в роли основателя рода.
Рассказы об Иакове в Бытии отличаются также богатством чисто человеческих деталей. Они представляют собой богатейшую кладезь юмора в Библии. В значительной степени юмор объясняется тем, что Иаков по своему характеру был типичным Хитрецом. Когда он встретился со своим дядей Лаваном, принадлежавшим к тому же типу людей, рассказ буквально заискрился от столкновения двух незаурядных умов.
Кроме того, Иаков был энергичной и колоритной личностью, вызывавшей конфликтные ситуации, где бы он ни появлялся. Эта его черта хорошо передана в рассказе о том, как Иаков получил свое имя. В Древнем мире предполагалось, что имя служит выражением характера человека, который должен был либо соответствовать данному ему имени, либо опровергать его своим поведением. Иаков получил имя, которое можно перевести как «ухватившийся» (буквально «держащийся за пяту»), после комической сцены рождения, в которой выразились смешные стороны появления на свет обоих братьев (Быт.25:24–26). Узнав, как Иаков лишил его благословения, Исав задал вопрос: «Не потому ли дано Иакову имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза?» (Быт.27:36). Имя героя играло важную роль в сцене борьбы, когда ангел спросил: «Как имя твое?», а затем дал ему новое имя («Богоборец»), придававшее ему новую направленность, но не опровергавшее основную черту характера Иакова как человека, который борется и побеждает. Как и гомеровский Одиссей, Иаков жил в соответствии с данным ему именем в течение всей своей жизни, хотя после обращения у потока Иавок стал гораздо более зрелым.
В Бытии образ Иакова связан также с архетипами, которые он воплощает на разных этапах действия. В начальный период большое значение имеет тема соперничества братьев. Это соперничество усиливалось несхожестью характеров Иакова и Исава – один был «человеком кротким, живущим в шатрах», а другой – «человеком полей» (Быт.25:27). Кроме того, Иаков принадлежал к библейскому архетипу младшего ребенка, занимающего место старшего. Впоследствии Иакову довелось быть охваченным чувством вины странником, возлюбленным, жертвой комического обмана (в эпизоде с подменой невесты), удачливым предпринимателем (он, безусловно, входит в число наиболее серьезно относящихся к делу работников на страницах Библии) и служителем. При встрече с братом Исавом он предстает в роли кающегося в своей вине человека. С появлением на сцене Иосифа Иаков уходит как бы в тень, на задний план – обманутая собственной семьей властная фигура из сильной личности превращается в достаточно жалкую.
С Иаковом обычно ассоциируется немалое количество образов. Он постоянно связывается с семьей: в наибольшем числе сцен он выступает в роли мужа и отца или же брата и племянника. В истории Иакова важным мотивом служат образы камней (Быт.28:12,18, 22; 29:10; 31:45–52; 35:14). В число других образов, имевших значение в его жизни, входят стада, шатер, колодец, пища, путешествия, лестница, похлебка, козлиные шкуры, река и одежда, вымазанная кровью, с помощью которой сыновья обманули его.
В последующих книгах Библии Иаков изображается почти исключительно родоначальником народа, а его образ служит краткой характеристикой этого народа, но есть два примечательных исключения. В Рим.9:13 любовь Бога к Иакову и ненависть к Исаву используются для иллюстрации и подтверждения учения о божественном избрании. А в знаменитом перечне в Евр.11 Иаков представлен героем веры (Евр.11:9, 21).
См. также: СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ ДЕТЬМИ; ИСАВ; ЛЕСТНИЦА ИАКОВА; МЛАДШИЙ СЫН, МЛАДШИЙ ОТПРЫСК; ОБМАН; ПЛУТ.