Обман
(Deception, stories of)
Рассказы об обмане, основывающиеся обычно на притворстве, переодевании или изменении внешности действующего лица, следуют нескольким сюжетным линиям, включающим интриги, противопоставление видимого и скрытого смысла, напряженные ситуации, неожиданные повороты и разоблачения. Обман встречается в Библии как в комедийном, так и Трагическом варианте.
В рассказе о грехопадении (Быт.3) тема обмана присутствует подспудно. Сатана принял вид змея для соблазнения Евы, и свои зловредные намерения замаскировал благородной заботой о человечестве. Опасаясь за жизнь Авраама в чужеземных странах, Авраам и Сарра говорили полуправду о своих отношениях, когда это казалось им целесообразным (Быт.12:10–20; 20; ср. Быт.26:6–11). В Бытии самый развернутый рассказ подобного рода – история об обмане Иаковом отца с целью похитить Первородство у своего старшего брата Исава (Быт.27). Фамарь обманула Иуду, сыграв роль блудницы, чтобы он воспитывал ее отпрысков (Быт.38), а Лаван обманул Иакова подложной невестой (Быт.29:21–25). Когда Сихем изнасиловал дочь Иакова Дину, ее братья обманным путем побудили соплеменников Сихема совершить обрезание, а затем убили их, воспользовавшись болезненным состоянием в результате операции (Быт.34).
В последующих ветхозаветных книгах тоже есть истории, связанные с обманом, хитростью и переодеванием. Гаваонитяне оделись путниками из далекой страны, чтобы добиться мира с Израилем (Нав.9). Царь Саул переоделся, отправившись на встречу с волшебницей в Аэндоре (1Цар.28:8). Ахав (2Пар.18:28–33) и Иосия (2Пар.35:20–27 {«приготовился»}) прибегли к бесполезному переодеванию, прежде чем отправиться в последний бой. Сын Давида Амнон притворился больным и изнасиловал свою сестру Фамарь (2Цар.13:1–14). Можно также привести в качестве примера поступок хитрого левши Аода, повесившего меч с непривычной правой стороны, где он был незаметен, что помогло ему совершить смелое убийство моавитского царя Еглона (Суд.3:15–30). Иаиль тоже проявила хитрость, внушив Сисаре ложное чувство безопасности своим гостеприимством (Суд.4–5).
Но есть и истории обмана ради божественного избавления. Можно вспомнить об Иосифе, скрывавшем свою личность от братьев, пока не пришло подходящее время, чтобы открыться перед ними (Быт.42–45), о еврейских повивальных бабках, лгавших фараону (Исх.1:15–21), о семье Моисея, спрятавшей его в корзине на Ниле и затем даже получавшей плату за уход за ним (Исх.2:1–10), о Раав, спрятавшей лазутчиков (Нав.2:1–14), о Мелхоле, положившей на постель статую с козьей кожей, чтобы помочь Давиду скрыться от слуг Саула (1Цар.19:11–17) и о волхвах, которые обманули Ирода, вернувшись домой другим путем (Мф.2:12).
Таким образом, обман в Библии может быть направлен на добро или зло. Он может быть Божьим средством избавления и наказания нечестивых царей или народов. Но в той же степени он может использоваться нечестивыми людьми для достижения дурных целей.
См. также: ИАКОВ; ИСАВ; КРИВИЗНА; НЕОЖИДАННЫЙ, РЕЗКИЙ ПОВОРОТ.