Облако
(Cloud)
Облака в Библии редко появляются в чисто метеорологическом контексте, но из немногочисленных упоминаний об облаках в связи с изображением погодных условий становится ясно, что евреи внимательно наблюдали за изменениями в природе. Слуга Илии знал, что появившееся над морем облако предвещало дождь (3Цар.18:44), а перистые облака, гонимые из пустыни, считались безводными (Иуд.1:12). Первое упоминание об облаках относится ко времени после потопа, когда Бог через Ноя установил новый завет с человечеством, символом которого стала радуга в облаках (Быт.9:12–17).
Во время сорокалетнего странствия по пустыне после исхода из Египта израильтяне видели столп облачный днем и столп огненный ночью (Исх.13:21–22; 14:19–20, 24, см. также Неем.9:12, 19; Пс.77:14; 98:7; 104:39; 1Кор.10:1–2). В Исх.16:10 облако в пустыне отождествляется со «Славой Господней». Облако и огонь символизировали Божье присутствие во время странствия Израиля.
В образе облака выражается не только присутствие Бога, но и Его сокрытость (Плч.3:44]). Никто не может увидеть Бога и остаться в живых, поэтому Он прикрывает Себя облаком. Оно раскрывает образ Бога и в то же время окружает Его тайной.
Во время странствия по пустыне израильтяне долго стояли лагерем у подножия горы Синай. Именно там на вершине горы Бог раскрыл Себя и дал закон Моисею и его народу. Глядя на гору, народ увидел и услышал «громы, и молнии, и густое облако над горою» (Исх.19:16; ср. также Исх.24:16, 18; 34:5). Присутствие Бога было в очередной раз окружено облаком.
Там же, в пустыне, Бог повелел израильтянам устроить место, где они могли бы поклоняться Ему. Таким местом стало переносное святилище, известное под названием Скинии или скинии собрания. Свое присутствие в ней Бог выражал в виде облака, заполнявшего самую святую часть помещения (Исх.33:9–10; 40:34–38; Лев.16:2; Чис.9:15–23). Когда впоследствии скинию как место пребывания Бога в Израиле заменил храм, он тоже наполнился облаком Божьей славы (3Цар.8:10–11; 2Пар.5:13–14). Несколько веков спустя, когда Бог отвернулся от Израиля из-за его грехов, Он покинул и храм. Иезекииль увидел это в виде облака, исходящего из Святого-святых (Иез.10:3–4).
В некоторых местах Бог изображается воином, сидящем на облаке. Вглядываясь в будущее, Исаия увидел следующую картину Божьего суда над Египтом:
Вот, Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египет.
И потрясутся от лица Его идолы Египетские,
и сердце Египта растает в нем (Ис.19:1).
В воображении ветхозаветных поэтов и пророков облака служили Богу боевой колесницей (Пс.17:10; 67:5; 103:3; Дан.7:13; Наум.1:3). Образ бога, отправляющегося на колеснице в битву, предвосхищался уже в древней ханаанской мифологии, в которой Ваал часто назывался «возницей на облаках».
Библейские авторы, отождествлявшие облака прежде всего с явлением Бога, иногда использовали этот образ для выражения и других идей. Облака эфемерны, они символизируют мимолетность жизни (Иов.7:9), непостоянство (Иов.30:15) и человеческие грехи в свете Божьей благодати (Ис.44:22). В Ис.18:4 Бог провозгласил, что Он быстро повергнет Ефиопию, Он будет как «облако росы во время жатвенного зноя». В Притч.16:15 милость царя сравнивается с «облаком с поздним дождем».
В Новом Завете образ облака принимает изначальный богоявленческий или, скорее, христологический характер. При Преображении Бог из облака возгласил об Иисусе: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» (Лк.9:35). Иисус, как и Бог в Ветхом Завете, восседает на облаке (Деян.1:9). В одной из наиболее впечатляющих картин возвращения Христа Он показывается грядущим на облачной колеснице (Мф.24:30; Мк.13:26; 14:62; Лк.21:27; Откр.1:7; ср. Дан.7:13).
См. также: ДОЖДЬ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ПОГОДА; СЛАВА.