Слава
(Glory)
Слава, о которой в английских переводах Библии упоминается от 275 (NIV) до 350 (RSV) раз {в синод, около 350 раз}, – один из основных образов, помогающих адекватному изложению библейской истории. Общий обзор ситуаций, в которых это слово употребляется, дает представление о решающих этапах ее развития – предоставление закона (Исх.24:12–18), странствия Израиля по пустыне (Чис.14:10, 21–22; 16:19, 42; 20:6), поклонение Богу в скинии (Лев.9:6, 23) и в храме (3Цар.8:11; 2Пар.5:14), призвание и пророческое видение пророков Исаии (Ис.6) и Иезекииля (Иез.1), рождение (Лк.2:9) и преображение Иисуса (Лк.9:31; 2Пет. 1:7) и, наконец, заключительное апокалиптическое видение святого города Иерусалима, спустившегося в облаках (Откр.21:23–24).
В образе славы подразумеваются блеск, красота, великолепие, сияние и выражение восторга. В Библии она, в первую очередь, связывается с Богом и местами Его присутствия, в том числе с местами поклонения и небом. В славе Божьей выражается образ Его величия и трансцендентности, ассоциирующийся с неподвластными человеку земными явлениями природы – солнцем и луной, например, (Пс.18:2) а не с полями, или с мощной бурей (Пс.28:3, 9), не с ласковым дождем. Встреча со славой Божьей всегда вызывает страх и трепет.
Поскольку в образе славы выражаются качества, присущие величию Бога, она может казаться, скорее, некой абстракцией, а не конкретным образом. Для понимания вопроса хорошей исходной точкой может послужить видимое облако, появившееся как в скинии, так и в храме. После освящения скинии ее покрыло облако славы, и она наполнилась славой Господней, а затем над ней днем стояло облако, а ночью был огонь во все время путешествия Израиля по пустыне (Исх.40:34–38). Подобным же событием сопровождалось и освящение храма (2Пар.7:1–3), когда слава Божья проявилась в совершенно очевидной форме. Упоминания о присутствии Бога в храме можно увидеть в псалмах: «Господь во святом храме Своем» (Пс.10:4); «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (Пс.25:8); «Чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище» (Пс.62:3).
Являемая людям слава – образ Божьей трансцендентности. Она вызывает трепет и ужас и выражает одновременно близость и отдаленность. При встрече Моисея со славой Божьей на горе Синай ее видимым проявлением были облако, покрывшее гору, и сияние, «как огонь поядающий» (Исх.24:16–17). Когда Моисей попросил показать ему славу Божью, она явилась с такой силой, что Богу пришлось прикрыть его, чтобы защитить от ее полного воздействия (Исх.33:18–23). В Пс.28, песне бури, говорится, что «Бог славы» возгремел над водами (Пс.28:3), повергнув людей в такое изумление и в такой страх, что они начали восклицать «слава!» (Пс.28:9). Бог потрясает славой, как воин мечом. Будучи святой и опасной, слава внушает наблюдающим ее трепет, страх и уважение. При встрече со славой Божьей в видениях Исаия и Иезекииль почувствовали себя маленькими и никчемными (Ис.6:5; Иез.2:1). В определенном смысле слава Божья передается теми, кто видел ее, – лицо Моисея сияло после его разговоров с Богом (Исх.34:29–35).
Пятьдесят упоминаний о славе Божьей в псалмах находят концентрированное выражение в Пс.23:7–10 – литании с прославлением присутствия Бога на богослужениях. В этом отрывке «Царь славы», великий и крепкий Господь сил, неоднократно приглашается «войти» и присоединиться к собранию. Здесь слава изображается другом, а не врагом. В то же время Царь славы велик – Он «крепкий и сильный», «сильный в брани». И Он приглашается войти не просто в двери, а в «двери вечные» храма.
Важное место образ славы занимает в эсхатологических картинах Ветхого Завета, в которых пророки рисуют наступление нового дня – времени, когда «явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис.40:5). Народы придут в Иерусалим, ибо над городом «воссияет Господь» и над ним явится «слава Его» (Ис.60:2). Люди придут в Иерусалим, чтобы «упиваться и наслаждаться преизбытком славы его» (Ис.66:11). Эсхатологическое раскрытие славы сопровождается серией беспрецедентных преобразований – преобразованием человеческих отношений, общества в целом, человеческого сердца и даже всего мира. Нуждающимся в утешении обещанное богоявление дает жизненные силы для преодоления трудностей и обретения новой веры.
В Новом Завете со славой четко отождествляется Иисус, и при этом почти все черты славы сплетаются в единое целое. Слава присутствует в божественном родословии Иисуса, которое Иоанн помещает в начале своего Евангелия: «И мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Ин.1:14). При рождении Иисуса «слава Господня осияла» пастухов (Лк.2:9), а ангельский посетитель провозгласил «славу в вышних Богу» (Лк.2:14). Хотя в рассказах о преображении конкретное слово слава не употребляется, именно преображение стало высшим проявлением видимой славы Христа. Его воскресение (Лк.24:26; Рим.6:4; 1Пет.1:21) и вознесение (1Тим.3:16) – тоже явления славы. Павел называет Иисуса «Господом славы» (1Кор.2:8) и пишет о «славе Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор.4:6). Во многих местах, где это слово появляется, Божья слава во Христе имеет мистический подтекст, и в ней всегда подразумевается трансцендентность Бога. Воззрев на небо, Стефан увидел «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян.7:55).
Новозаветные эсхатологические видения разделяют с ветхозаветными общий упор на грядущей славе. Христос придет «во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф.25:31; ср. Мк.8:38; 13:26). Вместе с тем, в новозаветных эсхатологических местах акцент ставится на сопричастности верующих к славе Христа. Петр пишет о себе как о «соучастнике в славе, которая должна открыться» (1Пет.5:1), а о пострадавших верующих как о тех, кого Бог укрепляет и призывает «в вечную славу Свою во Христе Иисусе» (1Пет.5:10). Жизненные страдания, пишет Павел, производят «в безмерном преизбытке (см. ТЯЖЕСТЬ) вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое» (2Кор.4:17–18). «Христос в вас» есть «упование славы» (Кол.1:27), и когда Христос явится, «тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол.3:4).
Приведенные выше места – лишь верхушка айсберга. Слава – один из самых значительных положительных образов в Библии, таинственная картина величия Бога, промелькнувшая в сердцах верующих. Это качество Бога, далекое от человеческого несовершенства и кажущееся несовместимым с конечностью его существования, но, вместе с тем, как это ни парадоксально, оно предлагается верующим как будущим его соучастникам.
См. также: БОГ; КРАСОТА; ОБЛАКО; ОГОНЬ; СВЕТ; СВЯТОСТЬ; СИНАЙ; СИОН; СКИНИЯ; ТЯЖЕСТЬ; ХРАМ; ЧЕСТЬ, СЛАВА, ПОЧЕТ, ПОЧТЕНИЕ, УВАЖЕНИЕ.