Синай
(Sinai)
У горы Синай, известной также как Хорив (Исх.17:6; 33:6), Израиль через Моисея получил закон. В Исходе она называется «горой Божией» (Исх.3:1), а в Числах она однажды названа «горой Господней» (Чис.10:33). Данные о ее высоте и физическом облике не имеют значения и не приводятся (о ее точном местоположении можно только гадать), но тот факт, что она находится в пустыне, неизбежно вызывает в воображении образ суровых, бесплодных скал.
Основное значение Синая связано с его расположением в месте откровения, где Израиль встретился с Богом и где небо на время соединилось с землей. Следовательно, это «земля святая» (Исх.3:5). Поэтому когда народ пришел к Синаю – цели исхода (Исх.3:12), – он должен был освятить себя омовением и половым воздержанием и не мог даже подойти близко к таинственной горе (Исх.19:10–15, 21). Когда Бог (живущий на небе) сошел на гору, только Моисею (в некоторых случаях – вместе с Аароном) было позволено подниматься на нее (Исх.19:20), и это повторялось несколько раз. Там, в «густом мраке» (Исх.20:21 NIV), Бог открыл Моисею десять заповедей и остальной закон, а также – в ответ на просьбу Моисея – Себя Самого (Исх.33:12–23). Народ же, стоявший вдали, видел только дым и огонь и слышал гром и трубный звук; это напоминало землетрясение (Исх.19:18–19; 20:18). Как и Святое-святых, в которое позднее мог входить только первосвященник, Синай, благодаря Божьему присутствию, был святым местом, куда были допущены немногие.
Синай/Хорив постоянно присутствует в Исходе и Второзаконии, но о нем редко упоминается в последующих частях Библии. Это объясняется тем, что после откровения Моисею он не играет больше значительной роли в священной истории. В отличие от горы Сион, Синай не связывается тесно с последующими политическими и религиозными институтами – он принадлежит к прошлому.
Помимо Пятикнижия, о Синае/Хориве упоминается или намекается в двух видах отрывков – в тех, где говорится о законодательстве и связанных с ним событиях (Суд.5:5; 3Цар.8:9; 2Пар.5:10; Неем.9:13; Пс.67:9; 105:19; Мф.4:4), и в тех, где человек как бы сравнивается с Моисеем. В отрывках последнего типа люди совершают на горе вещи, которые должны напоминать внимательному слушателю или читателю о том, что делал Моисей на Синае. Двумя наиболее показательными примерами служат 3Цар.19:8, 12 (Илия, ср. Исх.33:21–23; 34:28; Втор.9:9) и Мф.5:1–8:1 (Иисус, ср. Исх.19:3–14; 34:29 и т. д.; см. также Ин.6:3). В случае с Иисусом мы видим Его как нового законодателя. Только что выйдя из пустыни, где Он противостоял искушениям сатаны в течение сорока дней и ночей (аналогия с сорока годами странствия израильтян по пустыне), Он дает закон Своему народу. В Галатам Павел развивает аллегорию Синая и вышнего Иерусалима, в которой Синай символизирует древний завет, рабство и «нынешний Иерусалим» в противоположность свободе в «вышнем Иерусалиме» (Гал.4:21–31). Можно также отметить использование образа Синая в Евр.12:18–29, где эта гора символизирует древний завет, а гора Сион – сменивший его новый завет.
См. также: ГОРА; ЗАКОН; МОИСЕЙ; ПУСТЫНЯ; СИОН; ТЕОФАНИЯ, БОГОЯВЛЕНИЕ.
Библиография:
J. Levenson, Sinai and Zion: An Entry into the Jewish Bible (San Francisco: Harper & Row, 1987).