Исав
(Esau)
Исав связывается в сознании прежде всего с принадлежностью вместе со своим братом Иаковом к одной из пар братьев и сестер, которые, как нечто само собой разумеющееся, предстают в воображении совместно: Каин и Авель, Рахиль и Лия, Мария и Марфа, блудный сын и его старший брат. Представители каждой пары оттеняют черты характера друг друга и служат олицетворением соперничества между братьями или сестрами.
Об Исаве в Библии упоминается свыше восьмидесяти раз, а в Бытии, где он назван по имени около шестидесяти раз, ему принадлежит более важная роль, чем обычно думают. Исав служит воплощением целого ряда архетипичных черт: он дикарь, простофиля (обманутый простак), злодей (потенциальный убийца), своенравный ребенок, старший сын, уступивший место младшему, основатель народа и мирской человек, невосприимчивый к духовным ценностям. С его образом связаны косматая кожа, румяный цвет лица, легендарная «чечевичная похлебка», поля, охота на дичь, крик протеста, когда он обнаружил изменивший его жизнь обман, и объятия с братом в знаменитой сцене примирения.
Образ Исава как дикаря проявился уже при рождении, в рассказе о котором подчеркиваются забавные стороны рождения братьев. Первенец Исав «вышел красный, весь, как кожа, косматый» (Быт.25:25), чем заслужил имя, которое переводится как «косматый», и прозвище «красный» (Быт.25:30 {«Едом»}). В противоположность «домашнему» Иакову, Исав был «искусным в звероловстве, человеком полей», которого отец любил больше, «потому что дичь его была по вкусу его» (Быт.25:27–28). В рассказе о продаже права первородства подчеркиваются грубые манеры Исава, и буквальный перевод его просьбы к Иакову звучит так: «Дай мне заглотнуть этой красной дряни» (Быт.25:30). Резкое чередование пяти глаголов в конце сцены (Быт.25:34) тоже привлекает внимание к бессердечности Исава. Такое нелестное описание Исава, прародителя Едома, ставшего соперником Израиля, побудило Гункеля неодобрительно прокомментировать его поведение: «Вот такое доброжелательное отношение». Следуя своему пристрастию к охоте, а не к скотоводству или земледелию, Исав «поселился на горе» (Быт.36:8).
Грубой бессердечности Исава соответствует и его нравственная и духовная бесчувственность. В рассказе о продаже первородства Исав показан рабом своего неуемного аппетита, не способным отложить удовлетворение желаний, чтобы получить пользу в будущем. Автор высвечивает это завершающим сцену замечанием: «Пренебрег Исав первородство» (Быт.25:34). Исав представляет собой классический пример человека, пренебрегающего истинными ценностями. Автор Послания к евреям приводит Исава в качестве примера «блудника, или нечестивца, который... за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр.12:16). К портрету Исава добавляются черты злодея, замыслившего убить брата, когда Иаков хитростью лишил его отцовского благословения (Быт.27:41–42). Кроме того, будучи своенравным ребенком, Исав женился на язычнице, сделав жизнь родителей «тягостной» (Быт.26:34–35; 27:46). В библейском тексте нет никаких указаний на то, что Исав был отзывчивым к Богу, каким, несомненно, был Иаков при всех его недостатках. В Рим.9:10–13 отказ Исава от обетования завета связывается с избранием Богом Иакова и приводятся слова из Мал. 1:3, где говорится, что Бог возненавидел Исава.
В большинстве библейских ссылок на Исава имеется в виду его положение основателя народа Едома, персонификацией которого часто служит его имя. Связь Исава с Едомом выражается среди прочего в игре слов – «красный» на еврейском языке звучит примерно как «Едом», а «косматый» примерно так же, как «Сеир», земля идумеев. В пророчестве, полученном Ревеккой во время тяжелой беременности, предсказывалось, что в ее чреве «два племени» (Быт.25:23), и оно подтвердилось, когда Исав стал праотцом народа. В родословии, представленном в Быт.36, сказано просто «Исав, он же Едом» (Быт.36:8). Среди последствий антагонизма Исава и Иакова можно отметить факт, что хотя Давид и покорил Едом (2Цар.8:11–14; 1Пар.18:13), тот затем восстал и фактически разгромил Иудею в царствование Ахаза (2Пар.28:17).
Связанные с Исавом образы в основном носят негативную окраску, но не всегда и не во всем. Исав вызывает у нас чувство жалости, когда он стал жертвой обмана. В истории о проданном первородстве, действительно, выражается полное пренебрежение с его стороны, но этого нельзя сказать в случае с украденным благословением. Сердце любого читателя разрывается от боли за Исава, когда он, поняв, что с ним сделал Иаков, «поднял громкий и весьма горький вопль» и начал молить отца: «Неужели, отец мой, одно у тебя благословение?» (Быт.27:34–38). Мы также не остаемся равнодушными, читая о сожалении Исава, когда он, «желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца у хотя и просил о том со слезами» (Евр.12:17).
В еще более позитивном смысле Исав заслуживает нашего восхищения и прощения своим поведением при встрече с братом после двадцатилетнего изгнания Иакова (Быт.33:1–11). В то время как снедаемый чувством вины Иаков пришел на встречу с братом после тщательной подготовки, «поклонившись до земли семь раз», Исав, продемонстрировав добрую волю, подбежал к Иакову, обнял его, пал ему на шею и целовал его (Быт.33:3–4).
Таков Исав – почти такая же многогранная личность, как и его брат Иаков. Но какие бы симпатии ни вызывал Исав как жертва обмана и как пример духа прощения, продемонстрированного в одном конкретном случае, в целом все же перевешивают отрицательные стороны его характера. В человеческом плане Исав предстает живущим вне дома недальновидным человеком, рабом своего желудка, простаком, которым легко воспользоваться в своих интересах, не способным отказаться от удовлетворения своих сиюминутных желаний ради получения конечных наград. В духовном плане он типичный «нечестивец» (Евр.12:16), человек с искаженным представлением об истинных ценностях и духовных реалиях. Продажа первородства за тарелку похлебки вошла в поговорку.
См. также: СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ ДЕТЬМИ; БРАТ, БРАТСТВО; ИАКОВ; НЕДООЦЕНКА, ПЕРЕОЦЕНКА; ПЕРВОРОДСТВО, ПРАВО ПЕРВОРОДСТВА; ПРОСТОФИЛЯ; СТАРШИЙ РЕБЕНОК, СТАРШИЙ БРАТ, СТАРШАЯ СЕСТРА.