Соперничество между детьми
(Sibling rivalry)
Соперничество между братьями или сестрами – это борьба за родительское расположение или благословение, а также за власть или богатство, которые такое благоволение влечет за собой. В Ветхом Завете, где истории колен или целых народов часто прослеживаются от единородных предков, соперничество между братьями может происходить на уровне колен (Суд.20–21; 3Цар.12) или даже народов (Ам.1:11; Авд.1:10). Соперничество между детьми в Библии свидетельствует о его повсеместном распространении, ибо в редкой семье братья или сестры на определенном этапе не выступают антагонистами.
Прототипом братьев-соперников в Библии служат Каин и Авель (Быт.4:1–16). Отличительная черта в их истории заключается в том, что братья боролись (по крайней мере, в восприятии Каина, чье приношение Бог отверг, предпочтя дар Авеля) за благоволение небесного Отца, а не земного. В этом рассказе о братоубийстве не только впервые показано соперничество братьев, но и последствия его раскрываются в наиболее крайней форме – убийстве соперника. Бог решительно осудил этот грех. В этой истории выражаются две важные черты последующих рассказов о соперничестве детей. Во-первых, соперничество между детьми – это проявление человеческой греховности, в том числе зависти (Быт.30:1; 37:11; Чис.12), половой распущенности (2Цар.13) и стремления к власти (Суд.9:1–6). Кроме того, как это ни парадоксально, соперничество в Библии иногда возникает в результате Божьего благословения одного ребенка, а не другого.
Самая насыщенная библейская история соперничества братьев – рассказ об Иакове и Исаве, вся жизнь которых в родительском доме проходила под знаком соперничества. Они демонстрировали полную противоположность характеров и пристрастий (Быт.25:27), каждый пользовался благосклонностью одного из родителей (Быт.25:28), причем близнецы начали биться еще в утробе матери (Быт.25:22). До некоторой степени они были пешками в игре родителей. Они добивались права первородства и отцовского благословения, а также благожелательного отношения родителей в повседневной жизни. Это пространная история о борьбе, интригах, обмане, ненависти и намерении совершить убийство, закончившаяся памятной сценой встречи и примирения, когда Исав простил брата (Быт.33:1–11).
Бытие, будучи книгой о семейных отношениях, более других библейских книг насыщено рассказами о соперничестве между детьми. Рахиль и Лия боролись за расположение мужа, и их основным оружием было рождение детей (Быт.29–30). Дети Иакова от Лии считали себя ущемленными сыновьями Рахили Иосифом и Вениамином. Сын Авраама от служанки Измаил вступил в противоречие с интересами Сарры, родившей Исаака (Быт.21:8–14; ср. также Быт.25:5–6).
Самая развернутая история соперничества между братьями в Бытии – рассказ об Иосифе и его братьях. Пользовавшийся расположением отца и увидевший себя во сне сыном судьбы, Иосиф вызывал у своих братьев зависть и озлобление. Этот рассказ о неприкрытой ненависти десяти братьев, сговорившихся убрать своего беззащитного младшего брата, не имеет себе равных. Иосиф – один из многочисленных младших братьев в Ветхом Завете, которым Бог оказал предпочтение над старшими, что приводило к напряженным отношениям между ними. В число других примеров входят Исаак/Измаил, Иаков/Исав, Иосиф/Рувим, Зара/Фарес, Моисей/Аарон, Давид/Елиав и Соломон/Адония. История Иосифа и его братьев хорошо иллюстрирует также способность Бога использовать ненависть братьев в искупительных целях (Быт.45:5–8; 50:20). Таким образом, жанр рассказов о соперничестве показывает, как Бог приспосабливает природный порядок рождения для достижения Своих целей, даже если на человеческом уровне мы видим картину утраченных возможностей для установления доброжелательных отношений и сотрудничества между членами семьи.
В библейском рассказе о жизни Давида тоже есть примеры соперничества между братьями. Момент прибытия Давида на поле битвы, где он был унижен старшим братом, говорит сам за себя (1Цар.17:24–29). Сыновья Давида Авессалом и Адония ожесточенно боролись за престол, хотя он уже был предназначен Соломону (3Цар.1:5–53).
Новозаветные рассказы о соперничестве между детьми придают библейскому архетипу завершенную форму. Антагонизм Марии и Марфы выражался в разных путях достижения расположения Иисуса (Лк.10:38–42). В притче Иисуса о блудном сыне и его грубоватом старшем брате мы видим подчеркнутый контраст между склонной к приключениям молодостью и послушной долгу зрелостью, которые невозможно примирить, несмотря на пример отца, идущего навстречу обоим братьям (Лк.15:11–32). В этой притче отражается столкновение Иакова и Исава в борьбе за наследие, а также другие ветхозаветные истории, в которых братья продолжают враждовать, хотя Божье благословение обеспечено обоим. Наконец, ученики Иисуса, подобно братьям, спорят по поводу того, кто из них больше (Лк.9:46–48). По сути соперничество – это разновидность своекорыстия, то есть стремление получить власть или преимущество над кем-то.
Чтобы у нас не сложилось впечатление, что соперничество между детьми – это норма жизни, Библия предлагает нам краткие зарисовки обратного – единства между детьми. В Пс.132 демонстрируется привлекательность единства и благословение, которым оно сопровождается: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс.132:1). Аналогичные картины встречаются в книгах закона (Лев.18:18; Втор.15:9; 19:18) и в литературе мудрости (Притч.17:17; 18:19).
См. также: АВЕЛЬ; ИАКОВ; ИОСИФ, ПАТРИАРХ; ИСАВ; КАИН; МЛАДШИЙ СЫН, МЛАДШИЙ ОТПРЫСК; СЕМЬЯ; СТАРШИЙ РЕБЕНОК, СТАРШИЙ БРАТ, СТАРШАЯ СЕСТРА.