Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Иосиф, патриарх

(Joseph the patriarch)

История Иосифа (Быт.37–50) всегда привлекала внимание читателей, в значительной степени благодаря наличию в ней многих типичных сюжетных линий. С одной стороны, это классическая история молодого человека, достигшего зрелости и, несмотря на препятствия, реализовавшего свои потенциальные возможности. Юношеская мечта Иосифа о величии исполнилась не только в том, что братья поклонились ему, но и в достижении высокого положения и власти, когда он стал правой рукой Потифара, затем – начальника темницы и, наконец, фараона. Вместе с тем, в трудностях, с которыми он сталкивался, находят выражение многие характерные препятствия: Соперничество братьев, корыстолюбие, рабство, сексуальные домогательства, заключение в тюрьму, пренебрежение, разрыв с семьей и даже достижение успеха как такового.

С другой стороны, в такой сюжетной линии восхождения ни в коей мере не отражается полностью вся многогранность этого богатого красками рассказа. Это также история разрушенной семьи; в ней с психологическим реализмом описана семья, расколовшаяся в результате склок между матерями, предпочтительного отношения отца к младшему сыну, признания этим сыном исключительности своего положения и завистливой злобы старших братьев. На примере Иосифа как сновидца и истолкователя в рассказе раскрывается образ пророка, отвергнутого в своей семье и получившего признание в далекой стране. Кроме того, заключительная часть, в которой Иосиф испытывает братьев, служит одновременно противовесом их прежнему отношению к нему и рассказом о мести, обратившейся во спасение.

Композиционно рассказ строится на последовательной серии эпизодов. В нем три пары снов: сны Иосифа о его верховенстве в семье, сны виночерпия и хлебодара об ожидающей их судьбе, сны фараона о годах изобилия и голода. Эти сны тесно связаны с заточением Иосифа во рве, продажей в рабство, заключением в темницу и с возвышением любимого и изгнанного сына до положения второго человека в доме Потифара, в темнице и, наконец, во всем Египте.

Рассказ об Иосифе завершает Книгу Бытие. Авраам и Сарра, родоначальники израильского народа, соотносятся с Адамом и Евой, прародителями рода человеческого, а Иосиф соотносится с Ноем. Будучи праведниками, они спасают сначала род человеческий как таковой, а затем израильтян от верной гибели в потопе и от голода. Кроме того, в истории Иосифа находят выражение многие важные темы Книги Бытие: felix culpa («счастливое грехопадение», когда зло обращается в добро), образ удачливого младшего брата и образ Египта как источника угрозы и обетования. В ней также начинается противостояние между домами Иуды (который будет править) и Иосифа (получившего двойное благословение), которое выльется в соперничество между Иудеей и Израилем.

Несмотря на ярко выраженные литературные и богословские черты, рассказу об Иосифе в Библии не придается нормативного характера. При упоминаниях о нем акцент делается на провиденциальной защите Иосифа и народа (напр., Пс.104:17). Легкость, с какой Стефан рассказал эту историю, создает впечатление, что она была широко известна и служила примером Божьей провиденциальной заботы (Деян.7:9–14). Вместе с тем, история Иосифа находит отражение в жизни Даниила, еще одного истолкователя снов, подвергавшегося несправедливому обращению, и Иисуса, Который, хотя и был отвержен «братьями» и продан за серебро, в конечном счете совершил искупление тех, кто жестоко к Нему относился.

Сам Иосиф предстает героем по определению – человеком чести и незаурядных способностей, человеком, занимающим выдающееся положение во всех ситуациях, в которых он оказывается, воплощением мечты любой матери о сыне или зяте. Но при всех своих достижениях он служит также олицетворением страдающего раба – человека, подвергающегося незаслуженным мучениям, которые играют искупительную роль в жизни других людей. Он являет собой классический пример быстрого восстановления физических и душевных сил и готовности к прощению. Но главное – он показан человеком, чье предназначение ясно с самого начала и предвещается пророческими мечтами о достижении высокого положения.

См. также: СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ ДЕТЬМИ; ЕГИПЕТ; ИАКОВ; КНИГА БЫТИЕ; МЛАДШИЙ СЫН, МЛАДШИЙ ОТПРЫСК.

Библиография:

M. Steinberg, The Poetics of Biblical Narrative (Bloomington, IN: Indiana University Press, 1987).

R. Alter, The Art of Biblical Narrative (New York: Basic Books, 1981) 157–176.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle