Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Младший сын, младший отпрыск

(Younger child, younger sibling)

Несмотря на закон первородства (см. СТАРШИЙ РЕБЕНОК, СТАРШИЙ БРАТ, СТАРШАЯ СЕСТРА), в Библии часто случается так, что старший сын не получает двойной доли наследства и большего благословения. Начиная с первых трех братьев – Каина, Авеля и Сифа, – Бог особое расположение выказывает к младшему, словно подтверждая, что «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» (Ис.55:8). Ожидания старших сыновей регулярно не оправдываются в повествовании Книги Бытие. Сначала Авель, а потом – Сиф получают Божье одобрение в обход старшего брата, Каина (Быт.4:4, 25). Место Измаила занимает Исаак, «сын смеха» (Быт.21:12–13). Бог предпочитает младшего Иакова старшему Исаву еще до рождения, и эта история становится основным примером таинственного избрания для пророков и авторов Нового Завета (Мал.1:2–3; Рим.9:13). Три старших сына Иакова – Рувим, Симеон и Левий – уступают младшему Иуде. Когда же благословение дается двум сыновьям Иосифа, младший (Ефрем) опять получает больше, чем старший (Манассия Быт.49:8–12; 48:19–20).

Хотя нигде больше мы не увидим столь частых нарушений закона о первородстве, наследование Божьих обетований по линии младшего, а не старшего сына повторяется регулярно, за редким исключением. Именно Моисей, а не Аарон или Мариамь, выводит народ из Египта; именно Давид, а не Елиав, становится царем, угодным Богу; именно Соломон, а не Авессалом, строит храм.

Принимая во внимание эту ситуацию, мы не удивляемся тому, что предпочтение младшего отпрыска вызывает зависть старших. Ненависть доводит Каина до убийства (Быт.4:8), Лия несчастлива в браке (Быт.29:31), Елиав презирает своего брата-пастуха (1Цар.17:28) – старшие недовольны, когда их место занимают выскочки-младшие. Архетипический пример такого соперничества между потомками – это, конечно, история отношений Иосифа и его братьев, продавших его в рабство (Быт.37).

Этот образ внутрисемейной борьбы присутствует в Новом Завете в беседах Иисуса с книжниками и фарисеями. Хотя в посланиях Иисус назван первенцем (см. СТАРШИЙ РЕБЕНОК, СТАРШИЙ БРАТ, СТАРШАЯ СЕСТРА), В евангелиях Он явно играет роль молодого выскочки. Хотя Он был «прежде нежели был Авраам» (Ин.8:58), в глазах вождей Он, провозглашающий новые учения, был ребенком, который в храме учит старейшин (Лк.2:46–47).

Образ новизны Евангелия и таинственного избрания младших отпрысков продолжает развиваться с возникновением церкви. Хотя Евангелие первым пришло к иудеям, первенцам Бога (Исх.4:22; Иер.31:9), потом оно было предложено и язычникам, в том числе сирофиникиянке, которая ниже даже самого малого из детей: она в доме на уровне «пса» (Мк.7:28). И, хотя власть в церкви принадлежит старейшинам, Павел напоминает Тимофею: «Никто да не пренебрегает юностью твоею» (1Тим.4:12). Предпочтение, отданное младшему в обход старших, становится в библейской системе образов еще одним напоминанием о том, что в Царстве Божьем низшие будут преобладать над высшими.

См. также: СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ ДЕТЬМИ; ПЕРВОРОДСТВО, ПРАВО ПЕРВОРОДСТВА; ПЕРВЫЙ; СЕМЬЯ; СТАРШИЙ РЕБЕНОК, СТАРШИЙ БРАТ, СТАРШАЯ СЕСТРА.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle