Младенец, новорожденный
(Baby)
«Родился мальчик!» «Родилась девочка!» В Библии это (почти) всегда радостная весть, особенно если новорожденный становился исполнением Божьего обетования. В Библии младенцы выражают образы:
а) тайны сотворенной жизни (в определенном смысле, чуда от Бога);
б) Божьей заботы о родителях (особенно матерях);
в) снятия позорного пятна бесплодия;
г) потенциальных возможностей для совершения добра или зла;
д) неутешного горя, когда ребенок умирает или его убивают.
Особо важное значение имело рождение Исаака (Быт.21:1–7), Иакова (Быт.25:21–26), Иосифа (Быт.30:22–24), Самсона (Суд.13) и Самуила (1Цар.1), поскольку тем самым подтверждалось обетование спасения. Их рождение было также в определенной мере неожиданностью, потому что их произвели на свет женщины, на которых лежало клеймо бесплодия. Такое, в сущности, непонятное по обычным меркам рождение подчеркивало божественное происхождение жизни и делало это событие особенно радостным. Сарра рассмеялась, когда увидела своего сына (Быт.21:6), Анна вознесла радостную молитву (1Цар.2:1–10). У Ноемини тоже не осталось сыновей, но Овид, внук, которого она выносила в своих объятиях, стал дедом царя Давида (Руф.4:13–17). Библейскому архетипу, хотя и не связанному с родословием патриархов, соответствует и история о рождении бесплодной сонамитянкой обещанного ей в награду за благочестие сына (4Цар.4:11–17).
Значение, которое ветхозаветные персонажи придавали рождению детей, и радость, которую они испытывали, объясняются тем, что женщины, не способные рожать детей, несли на себе позорное клеймо. К бесплодным женам в еврейском обществе относились с презрением, как к изгоям (напр., Сара [Быт. 16:1–6], Рахиль [Быт. 29:31–30:24] и Анна [1Цар. 1:1–11]). В таких культурных условиях «плод чрева» рассматривался как «награда» от Господа (Пс.126:3).
Таким образом, рождение ребенка связывается в Библии с едва ли не самой большой радостью, которую только может испытать человек. Рассказы о рождении Каина (Быт.4:1), Измаила (Быт.16:1–6) и Исава (Быт.25:24–25) представляют собой исключения, подтверждающие общее правило: появление на свет младенца – плохая новость, если он становится врагом Божьего народа.
В наиболее известных библейских историях о рождении детей упор делается на чуде. На ум сразу же приходят рассказы об Исааке и Самсоне, родившихся по обетованию от бесплодных матерей. Еще одним чудотворным младенцем был Моисей, но не потому, что его мать была бесплодной, а потому, что его жизнь стала вызовом египтянам (Исх.2:1–10; ср. Деян.7:19). Мать положила его в корзину из папируса (см. КОВЧЕГ) на берегу Нила, и его плач привлек внимание дочери фараона. Рождение Иоанна Крестителя показано в соответствии с общей патриархальной схемой. Елисавета была в таком же преклонном возрасте, как и Сарра, и бесплодной, как Рахиль (Лк.1:5–25), тем не менее она родила сына. Младенец взыграл еще в утробе (Лк.1:41; ср. Иер.1:5; Пс.50:7).
Наивысшее выражение образ младенца находит в рождении Иисуса. В детстве у Иисуса были те же самые человеческие черты, что и у других детей обетования, но отличие заключалось в той роли, которую Ему предстояло сыграть в мире. Сама по себе физическая невозможность для Марии родить сына, то есть Ее девственность, показывает, что ребенок был не только Человеком, но и Богом (Мф.1:18–25). Мария произвела на свет Младенца, достойного всеобщего прославления: Спасителя мира, Иисуса Христа.
Рождение ребенка приносит в дом радость, а его смерть – неутешное горе. Фараон приказал умерщвлять всех еврейских новорожденных мужского пола (Исх.1:15–22), а Давид сокрушался о смертельной болезни сына Вирсавии (2Цар.12:15–25). Когда две женщины претендовали на одного и того же ребенка и Соломон предложил им разрубить его пополам, чтобы решить спор, сама эта мысль побудила настоящую мать отказаться от своего чада в пользу соперницы (3Цар.3:16–28). Сонамитянка сильно «огорчилась», когда ее сын умер на поле от теплового удара (4Цар.4:27). Мрачное пророчество Иеремии привело мать в отчаяние: «Голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер.31:15; ср. Иер.6:26). Безутешная печаль Рахили нашла выражение в избиении Иродом младенцев в Иудее (Мф.2:16–18). Рахиль и ее сестры не будут горевать в вечном Царстве Божьем. По словам Исаии, «там [в Царстве] не будет более малолетнего... который не достигал бы полноты дней своих» (Ис.65:20). Родителям же не придется беспокоиться о безопасности своих дорогих детей, ибо «младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис.11:8–9). Иисус сказал: «Ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк.18:16).
Библейские авторы часто демонстрируют острую проницательность в описании близости матери и младенца. Бог не может забыть о Своем народе, как женщина не может забыть грудное дитя свое (Ис.49:15). Свой покой в Боге псалмопевец сравнивает с положением ребенка, отнятого от груди матери (Пс.130:2; ср. 1Цар.1:22–24; Ис.28:9), который больше не впадает в беспокойство, требуя материнского молока. Тема взросления находит выражение и в Новом Завете, где верующих учат любить «чистое словесное молоко», подобно новорожденным младенцам (1Пет.2:2). Но, как и все младенцы, они тоже должны расти. «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец» (Евр.5:13).
См. также: БЕСПЛОДИЕ; ДОЧЬ; ЛЮБИМЫЙ РЕБЕНОК, НЕЛЮБИМЫЙ РЕБЕНОК; МАТЬ, МАТЕРИНСТВО; МОЛОКО; ОТЕЦ, ОТЦОВСТВО; ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ; СЫН; ЧРЕВО, УТРОБА.