Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Каин

(Cain)

Читателям Библии значение образа Каина может показаться несоизмеримым с тем небольшим местом, которое занимает рассказ о нем, хотя он как первый сын Адама и Евы, родившийся за пределами Едемского сада, появляется в стратегически важном отрывке библейского повествования (Быт.4:1–17). О Каине кратко упоминается по крайней мере в трех местах Нового Завета со ссылкой на его архетип, и его образ играет важную роль в еврейской мысли (ср. 4Мак.18:11; Иосиф Флавий, Иудейские древности 1. 52–66).

Каин в Ветхом Завете. Имя Каин (qayin), хотя и связанное этимологически со словами «кузнец» или «песня», ассоциируется в рассказе с восклицанием Евы при его рождении: «Приобрела (qaniti) я человека от Господа [или с помощью Господа]» (Быт.4:1). Что же это был за сын, первенец рода человеческого, которого приобрела Ева? Тогда как младший брат Авель стал скотоводом-кочевником, Каин был оседлым земледельцем. В отношениях между братьями проявлялось обычное для Древнего мира соперничество (ср. Иаков и Исав, Быт.25:23–28), но апогея оно достигло в приношениях, предложенных Господу. Каин принес «от плодов земли» (Быт.4:3), а Авель – «от первородных стада своего и от тука их» (Быт.4:4). С левитской точки зрения, приемлемыми были оба дара, но в описании «от первородных» и «от тука» подразумевается, что приношение Авеля было более щедрым.

Предпочтение Богом приношения Авеля и отвержение Им приношения Каина поначалу вызывают сочувствие к Каину. Но затем с его поникшего лица как бы спадает маска, скрывавшая обуревающий Каина гнев. Господь раскрывает источник гнева Каина и наставляет его, показывая два пути: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7).

Каин ничего не сказал, но его действия служат типичным примером человека, избравшего второй путь и снедаемого чувством гнева. Божьи наставления ожесточили грех, и брат-земледелец позвал брата-пастуха на поле, где убил его. Гнев породил убийство, и надежды на установление братских отношений рухнули, а соперничество вылилось в братоубийство. Человек, принесший Господу от первородных своего стада, был убит первородным и предан земле. На вопрос Бога: «Где Авель, брат твой?» – Каин ответил с поразительной и незабвенной бессердечностью: «Не знаю; разве я сторож брату моему?».

Мы впервые слышим голос Авеля. Его кровь вопиет к Господу от земли. Земля, которую Каин возделывал для сбора приношения Господу, теперь отверзла уста, чтобы принять кровь Авеля от руки Каина, и от нее исходит голос плача и осуждения. Наказание Каина вполне справедливо. Теперь земля больше не будет приносить ему урожай. Сам он будет «изгнанником и скитальцем на земле». Некогда оседлый земледелец теперь, как бы в насмешку, вынужден вести кочевой образ жизни убитого брата.

Каин красноречиво защищался, пытаясь вызвать к себе жалость: «Наказание мое больше, нежели снести можно. Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь» (Быт.4:13–14). Изгнание Адама с плодородной земли Едемского сада (Быт.3:24) произошло слишком недавно, чтобы его можно было упускать из виду, но, вместе с тем, здесь уже предвосхищается более широкая перспектива израильской истории. Израиль, пошедший по пути неповиновения Яхве, будет изгнан из земли обетованной, рассеян как народ и отделен от присутствия Господа в храме. В наказании Каина нашли выражение те же самые мотивы отчуждения от земли и от присутствия Бога, а также тяжкого труда под угрозой смерти. Наказание Каина было смягчено «знамением» и постановлением Бога, защищавшими его от угрозы мщения.

Каин, архетип изгнанника, поселился в земле Нод, «скитаясь» на востоке от Едема. Он стал олицетворением всех людей, которые в результате совершенных злодеяний понесли проклятие неба. В то же время в рассказе о наказании в бесплодной, далекой и не имеющей корней земле присутствует определенная неоднозначность. У Каина родился сын, он построил город, чтобы прекратить странствия, и основал родословную линию, одним из представителей которой стал мстительный Ламех. Однако родословная Каина представляет собой лишь ответвление основной линии повествования, так как у Адама и Евы вместо Авеля родился еще один сын, Сиф, основавший праведную линию потомков.

Каин в Новом Завете. Список примеров веры в Евр.11 открывается Авелем. В этой ссылке на историю о Каине и Авеле братья резко противопоставляются друг другу. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Евр.11:4), – и Бог признал его праведником. В центр внимания ставятся внутренняя вера Авеля и Божье одобрение, а не характер жертвы, которую он принес Господу.

В 1Ин.3:11–15 автор воспользовался темой об убийстве Авеля Каином для иллюстрации последствий ненависти, противопоставленной братской любви. Каин «был от лукавого» (1Ин.3:12; эта оценка созвучна с иудейским Апокалипсисом Авраама 24:5, где сказано, что Каин «нарушил закон по побуждению врага»). Он убил брата просто потому, что дела его были злы, а дела брата праведны. Точно так же мир ненавидит верующих потому, что они праведны и любят друг друга. Всякий ненавидящий брата есть человекоубийца, подобный Каину.

В Иуд.1:11 о лжеучителях, которые характеризуются как злоречивые невежды, живущие по инстинктам бессловесных животных, сказано, что они «идут путем Каиновым». История и образ Каина ясно просматриваются в мыслях, высказанных в Рим.7:11–25. Грех, лежавший у дверей Каина и желавший завладеть им, теперь воспользовался заповедью и «умертвил» меня (Рим.7:11). Подобно Каину, «я» научен доброму и знаю его и, тем не менее, будучи рабом греха, делаю злое. И, как Каин, находивший наказание скитанием и угрозой смерти более суровым, нежели можно вынести, автор восклицает: «Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24).

Рассказ о Каине служит источником целого ряда негативных образов. Его имя остается неразрывно связанным с образами гнева, убийства, не обузданного мудростью своенравия, проклятого скитальца, судьба которого служит наглядным примером всем, у кого возникает искушение покинуть плодородное поле веры, чтобы вести жалкое существование на бесплодной земле к востоку от Едема.

См. также: АВЕЛЬ; БЛУЖДАНИЕ, СТРАННИКИ; БРАТ, БРАТСТВО; МЕСТЬ; ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ.

Библиография:

N. Т. Wright, «Echoes of Cain in Roman» //The Climax of the Covenant (Minneapolis: Fortress, 1992) 226–230.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle