Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Месть

(Vengeance/revenge, stories of)

До того как человечество создало цивилизованные суды для восстановления справедливости, люди пытались уладить эту проблему частным образом, посредством личной мести. Опасность такой системы правосудия в том, что обычно пострадавшая сторона слишком субъективно относится к ситуации, чтобы быть справедливой. Однако в Древнем мире понятие мести не всегда совпадает с нашим современным представлением об отмщении в состоянии гнева. В любом случае, в определенные периоды прошлого истории об отмщении были очень популярны среди читателей и слушателей. Жанр историй о мести представлен и в Библии.

Ряд библейских историй о мести касается урона, причиненного семье. Братья Дины мстят Сихему за изнасилование сестры: они требуют, чтобы все мужчины Сихема сделали себе обрезание, и убивают их на третий день, пока они еще страдают от последствий операции (Быт.34). В таких историях часто присутствует элемент мрачной усмешки, которой рассказчик обменивается со слушателями. Угроза Исава побуждает Иакова провести двадцать лет в Паддан-Араме. Жена Потифара мстит Иосифу за то, что он отверг ее сексуальные заигрывания, ложно обвинив его – и добившись в этом успеха (Быт.39:6–20). Моисей мстит египтянину за то, что тот бьет еврейского раба (Исх.2:11–12).

Военные действия также несут в себе неуловимый элемент мести, потому что провести четкую грань между этикой сражения и осуществлением мести очень трудно. Война-возмездие основана на Божьих заповедях отомстить мадианитянам (Чис.31:3), амаликитянам (1Цар.15:2–3) и филистимлянам (Иез.25:15–17). В контексте священной войны, в которой Божий народ считается правым, победа над врагами-язычниками часто рассматривается как справедливое возмездие, что видно из победной песни Давида (2Цар.22:48; Пс.17:48). История об убийстве Еглона Аодом обладает элементами истории о мести (Суд.3:12–30). Гедеон расправляется с теми, кто насмехался над ним, вместо того чтобы помочь ему бороться с армией мадианитян (Суд.8). Авимелех мстит восставшему против него Гаалу (Суд.9:26–41), но потом и сам Авимелех оказывается смертельно ранен жерновом, брошенным женщиной с городской стены, и автор книги рассматривает это событие как Божье возмездие, постигшее Авимелеха за убийство его семидесяти братьев (Суд.9:50–57).

Подвиги Самсона в войне с филистимлянами, по-видимому, иногда описываются автором как форма мести причиняющему беспокойство соседу (Суд.14:4; 16:30), и, без сомнения, элемент личной мести присутствует, когда Самсон убивает тридцать филистимлян, проиграв в ситуации с загадкой (Суд.14:10–19), и когда он сжигает филистимские поля за то, что его невесту отдали его другу (Суд.15:1–8). Филистимляне мстят Самсону через Далиду (Суд.16:4–27), но Самсон, в свою очередь, мстит им, когда Бог отвечает на его молитву – «в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои» (Суд.16:28).

Мотив мести заметен также в истории Саула и Давида (что почувствовал Томас Харди, когда писал «Мэра Кэстербриджа»). Саул тщетно пытается отомстить Давиду, который более популярен как воин. Саул также поручает Доику Идумеянину убить восемьдесят пять священников за то, что первосвященник помог Давиду (1Цар.22:11–19). Давид, со своей стороны, часто сдерживает в себе склонность к мести: он не убивает Саула, когда имеет такую возможность (1Цар.24; 26), воздерживается от мести Навалу по просьбе Авигеи (1Цар.25), сдерживает союзника от мести насмешнику Семею (2Цар.16:5–14), приказывает «сберечь» Авессалома во время гражданской войны (2Цар.18:5).

Мотив мести широко представлен в псалмах проклятия, в которых поэт призывает несчастья на голову своих врагов. Сам факт, что автор призывает Бога отомстить, отражает распространенное библейское убеждение: право мести принадлежит Богу (Притч.20:22; Рим.12:19; Евр.10:30), однако выразительность, с которой поэт молится о мести, показывает, что в желанной мести присутствует и человеческий компонент (Пс.27:4; 40:11; 53:7; 55:8; 57:11; 93:1, 23; 136:8–9).

Самая развернутая история о мести в Библии освещается в апокалиптических видениях будущего Божьего суда над злом. «Ибо день мщения у Господа», – читаем мы в Ис.34:8. И снова: «Вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие» (Ис.35:4). Мы встречаем около тридцати упоминаний о Божьей мести в книгах ветхозаветных пророков, с которыми перекликаются подобные ссылки в эсхатологических отрывках Нового Завета (Мф.16:27; Лк.21; 22; 2Сол.1:8; Откр.18:6).

См. также: ГНЕВ; МСТИТЕЛЬ; СУД, НАКАЗАНИЕ, ПРАВОСУДИЕ; УБИЙСТВО.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle