Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Место жительства временное

(Place, no abiding)

Важнейший ветхозаветный мотив выражается в движении к обетованной земле для ее заселения, но наряду с ним есть и другой, противоположный мотив, связанный с утратой родины, пленом и кочевой жизнью. Примерами служат Авраам, кочевые странствия, сорокалетняя жизнь израильтян в пустыне и вавилонский плен. Крайний случай – наказание Каина, которому было предназначено стать «изгнанником и скитальцем на земле» (Быт.4:12; ср. Исх.18:3; Пс.68:9; Плч.4:15). Один из способов разрешения этого противоречия заключается в понятии Паломничества, возведенного в Ветхом Завете в ранг ритуала, особенно это касалось трех праздников (опресноков, седмиц и кущей, Втор.16:16). Празднования прославлялись в псалмах восхождения (Пс.119–133), которые, в свою очередь, связывались с возвращением из плена (Езд.7:7–10). Другое решение выражается в изгнании как во временном наказании (напр., Иер.32; Иез.16:53–63; ср. Пс.136).

При переходе от Ветхого Завета к Новому мотив паломничества и изгнания превращается в образ странствий. Цель паломничества с центром в Иерусалиме переосмысливается как движение к небесному городу, и паломничеством становится земная жизнь как таковая. Это подкрепляется другими ветхозаветными образами. Например, в ранней христианской трактовке Стефан взял в качестве примера рассказ о Божьем обетовании Аврааму в Быт.15:1–16, а затем внезапно переместил акцент с обетования земли (Деян.7:3–5, парафраз Быт.15:1–11) на положение Авраама как переселенца (Деян.7:6, цитата из Быт.15:13). Стефан использовал греческое слово paroikos (аналог Евр.ger), переводимое как «чужой», «скиталец» или «пришелец» (то есть человек, живущий временно без права на гражданство). Различие между постоянным и временным жительством выражается очень ярко. То же самое слово Стефан использовал в отношении Моисея (Деян.7:29), при этом Стефан преуменьшил значение обжитой обетованной земли, подчеркивая, что даже попытка создать обитель для Бога была обречена на неудачу (Деян.7:49–50, цитата из Ис.66:1–2). Скиния в пустыне была просто выражением истинного поклонения (Деян.7:44–45), хотя и временным.

Павел подхватывает этот образ, но только для его опровержения: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19). Церковь – наше место жительства. Петр, со своей стороны, использует этот образ дважды (1Пет.1:17; 2:11) для выражения мысли о нашем положении paroikia как paredidemoi (пришельцев, странников) здесь на земле. Возможно, тем самым он вторит словам Христа, что «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф.8:20; Лк.9:58). В такой связи пример Христа приводится и в Евр.13:12–13.

Наибольшее развитие данный образ получает в Послании к евреям. Показательно, что в сравнении с другими посланиями общинный дух здесь выражается очень слабо. Ключевые слова – рассеяние, изгнание и страдание. Путь веры по сути своей индивидуален, как у Авраама, это движение паломничества с сопутствующими страданиями для возрастания в совершенстве (Евр.2:10). Цель паломничества определяется по-разному. В Евр.4 это «покой», представленный по аналогии с субботним отдыхом при сотворении мира (Евр.4:4). Она связывается и с исходом (Евр.3), в котором «покой» сопоставляется с вхождением в обетованную землю. Цель не была достигнута из-за непослушания и неверия, а также упования на собственные дела. Исторический факт, что израильтяне все же вошли в обетованную землю, символически сводится на нет (Евр.3:7–11, цитата из Пс.94:7–11).

Ветхозаветная тема странствий подхватывается в Евр.11. Здесь уже речь идет о странствиях Авраама, а не о неудаче исхода (Евр.11:8–10). Как и в трактовке Стефана, земля, на которой обитал Авраам, фактически не была обетованной (Евр.11:9), в ней не было города, и потому она не была отечеством (Евр.11:14–16; ср. Евр.13:14). Так что Авраам вел кочевой образ жизни в шатрах.

Как же можно продолжать движение и все же войти в покой? Решение, по-видимому, заключается о достоинствах жизни с верой, как будто мы уже достигли небесного Иерусалима (Евр.12:22–24; 13:14), хотя нам еще только предстоит войти в него (Евр.11:40; 12:27–28).

См. также: БЛУЖДАНИЕ, СТРАННИКИ; ВЕРА; ЗЕМЛЯ; ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ; ПАЛОМНИК, ПАЛОМНИЧЕСТВО; ПРИШЕЛЕЦ, ЧУЖЕЗЕМЕЦ, СТРАННИК.

Библиография:

D. Lawton, Faith, Text and History: The Bible in English (Hemel Hempstead, UK: Harvester/Wheatsheaf, 1990) 103–104.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle