Паломник, паломничество
(Pilgrim, pilgrimage)
Хотя самих слов паломник и паломничество в большинстве современных переводов Библии нет, в них выражается яркий образ, связанный с одним из глубочайших значений понятия последователя и поклонника Бога. В Ветхом Завете образы паломничества вращаются вокруг ежегодных паломничеств в иерусалимский храм, совершавшихся отдельными людьми и семьями на торжества. В Ветхом и Новом Заветах паломничество становится метафорой земного образа жизни всех, кто стремится на небо из этого мира. В любом случае в образе подразумевается путешествие в святое место, и важное значение имеют обе его грани – паломник всегда путник, но пунктом назначения ставится твердая и славная цель.
Паломничество в прямом смысле. Ветхозаветные паломничества основывались на обычаях поклонения, сложившихся после поселения в обетованной земле. Основное коллективное богослужение происходило в иерусалимском храме. От еврейских мужчин требовалось являться в Иерусалим не менее трех раз в год (Исх.23:17; Втор.16:16). Можно предположить, что то же самое по возможности делали другие члены семьи. Место, куда приходили паломники, было не только центром поклонения, но и политическим центром страны, и этим объясняются патриотические чувства, явно выраженные в некоторых псалмах поклонения. Другим фактором, помогающим понять природу паломничества в ветхозаветные времена, служит Божья слава Шехина, наблюдавшаяся в видимой форме над ковчегом завета во Святом-святых. Этим объясняются ссылки на Божье присутствие в храме (Пс.10:4; 25:8; 62:3; 131:13–14) и представление о великолепии, которое паломники связывали с местом, куда они направлялись.
Самую полную картину ветхозаветных паломничеств можно получить из псалмов восхождения (Пс.119–133) – сборника из пятнадцати псалмов, которые пелись паломниками по пути в Иерусалим и на проводившихся там торжествах. Эти псалмы служат прекрасным показателем устремлений и забот благочестивых паломников во время религиозных путешествий. При последовательном чтении псалмов восхождения один за другим создается впечатление, что паломники идут из далекой земли. Цикл начинается с выражения горькой жалобы: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских» (Пс.119:5). За этим следует признание Божьей защиты паломников: «Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя» (Пс.120:3). Наконец, мы видим радостное прибытие в Иерусалим: «Возрадовался я, когда сказали мне: “пойдем в дом Господень”. Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим» (Пс.121:1–2). В Пс.122–132 содержатся различные молитвы, клятвы и мольбы паломников на торжестве, за которыми следуют завершающие цикл благословения служителей храма отправляющимися в обратный путь паломниками: «Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю» (Пс.133:3).
В Пс.83 тоже выражается определенный опыт паломника. Этот псалом начинается со слов о страстном желании паломника войти в храм, возможно, после первого взгляда на здание (Пс.83:2–3). За этим следуют описание материальных образов храма (Пс.83:4); восклицание о благословении тех, кто метафорически «живет» в храме (то есть поклоняется Богу в Его доме; Пс.83:5); воспоминания о радостном ожидании и благословении в пути, в том числе выразительный крик души: «Блажен человек... у которого в сердце стези направлены к Тебе» (Пс.83:6–8); молитва за царя (Пс.83:9–10) и завершающее заявление о высокой чести, которую паломник видит в возможности поклонения Богу в храме (Пс.83:11–13). Одна из причин большого значения, которое в ветхозаветных псалмах поклонения придается месту, заключается в установленном обычае поклонения, направляющем путника к заранее определенной цели – святому месту.
Хотя образ паломничества возник на основании исторического многолетнего опыта странствий Израиля, нельзя не заметить, что в этом понятии выражается более широкий смысл паломничества веры и упования, характеризовавшего Божий народ во все времена. Библейским архетипом паломника веры служит Авраам, рассказ о котором начинается с повеления уйти из своей страны и от своих родных на основании обетования Бога (Быт.12:1–3). Поселенцами жили и потомки Авраама, которые были «пришельцами в земле не своей» (Быт.15:13; ср. Быт.35:27; 47:4; Исх.6:4; Пс.104:12). Свою жизнь и жизнь своих предков Иаков назвал «паломничеством» (Быт.47:9 NIV).
Таким образом, жизнь веры с самого начала рассматривается как метафорическое паломничество – жизнь странствий в поисках конечного места покоя. Вследствие этой особенности исторического прошлого Израиля даже после вхождения в землю закон всегда предусматривал доброжелательное отношение к пришельцам: «Пришельца не притесняй, и не угнетай его; ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх.22:21; ср. Исх.23:9; Лев. 19:34; Втор.10:18–19).
Метафорическое паломничество. Образы паломничества многократно используются пророками, в частности Исаией. Хотя у него эти образы часто переплетаются с темой исхода, мотив паломничества, несомненно, присутствует в его изображении будущего спасения. Как и при паломничестве в храм, многие народы скажут: «Придите, и взойдем на гору Господню» (Ис.2:3; ср. Ис.2:1–4; Мих.4:1–8). Бог даст воду в пустыне жаждущим паломникам (Ис.41:17–20; ср. Пс.83:7), и их шествия будут сопровождаться песнями радости (Ис.30:29; 35:10; 51:11; Иер.31:10–14). Бог устроит для народа большую дорогу в пустыне (Ис.35:8; 40:3; ср. Пс.83:6) и обеспечит божественную защиту этого пути (Ис.52:7–12; ср. Пс.120), собирая Свой народ от четырех концов земли для последнего всеобщего паломничества (Ис.11:11–12; 19:23–25; 43:5–6; ср.Ос. 11:11; Мих.7:12–13; Зах.8:7–8). Хотя образ паломничества в этих местах не выражается прямо, он, тем не менее, присутствует в подтексте как характерная деталь изображаемого в них спасения.
Образ паломничества просматривается также в евангелиях, особенно синоптических, где описывается последнее паломничество Иисуса в Иерусалим. У Марка этот образ неоднократно подчеркивается напоминаниями о совершаемом Иисусом пути (Мк.8:27; 9:33–34; 10:1, 17, 32, 46, 52), который становится ярким примером ученичества. Эта тема разрабатывается в Евангелии от Луки (Лк.9:51–19:28) и развивается в Деяниях, где христианское движение характеризуется как «путь» (Деян.9:2; 19:9, 23; 22:4; 24:14, 22 {«учение» = путь}). В Евангелии от Иоанна Иисус Сам называет Себя паломническим путем к Отцу (Ин.14:6).
Автор Послания к евреям неоднократно рассматривает христианскую жизнь через призму паломничества, нередко обращаясь при этом к библейским героям, тоже совершавшим паломничество веры. Авраам, повинуясь Богу, отправился «в страну, которую имел получить в наследие», в поисках «города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр.11:8–10). Его потомки все «умерли в вере» как «странники и пришельцы на земле», ибо они «искали отечества», стремились «к лучшему, то есть, к небесному» (Евр.11:13–16). Многие другие герои веры скитались в пустынях и пещерах, не получив обещанного, «потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее» (Евр.11:38–40).
В свете этого наследия и примера христиане призываются «свергнуть с себя всякое бремя» и идти к цели, которая приведет не к земному Сиону, а «ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму» (Евр.12:1, 22). В том же духе Христос изображается предвестником – «Вождем спасения» (Евр.2:10) и «начальником и совершителем веры» (Евр.12:2).
Свое место в библейской паломнической литературе занимает и Первое послание Петра. Христианские общины, к которым обращается автор, изображаются пришельцами и странниками (1Пет.1:17; 2:11) вследствие общественного отчуждения и повсеместных гонений. Это отражается и на положении самого автора, который говорит, что пишет из «Вавилона» (1Пет.5:13), намекая на историю и образ Божьего народа паломников.
Заключение. На всем протяжении Библии верные последователи Бога изображаются как паломники в прямом или метафорическом смысле. Это люди, находящиеся в пути, странствующие, а не оседлые, ищущие духовное место, где они могут найти удовлетворение.
См. также: АВРААМ; ВОСХОЖДЕНИЕ, ПОДЪЕМ; ИЕРУСАЛИМ; ИСХОД, ВТОРОЙ ИСХОД; НЕБО; ПУТЕШЕСТВИЯ; ПУТЬ, СТЕЗЯ; СИОН.