Палец руки, перст
(Finger)
Слова перст и палец (руки) встречаются в Синодальном переводе Библии более тридцати раз. В них часто выражается образ милости/благодати или суда. С этими словами связан целый ряд смысловых нюансов. Вот их неполный список: выражение силы или власти, в частности, в виде перстня (Быт.41:42; Исх.8:19; 3Цар.12:10; 2Пар.10:10; Есф.3:10; Мк.7:33; Лк.11:20; 15:22), осуждения (Ис.58:9; 59:3), средство устного или письменного общения (Исх.31:18; Втор.9:10; Притч.6:13; Дан.5:5), выполнение работы (Исх.8:19; Пс.8:4; 143:1; Притч.31:19; Ис.2:8; Мф.23:4; Лк.11:20, 46), оказание милости или помощи (Мф.23:4; Мк.7:33; Лк.11:46; 16:24), выражение сексуальности (Песн.5:5), единица измерения (Иер.52:21), прикосновение как источник веры (Ин.20:25, 27).
В библейском образе перста заключена идея о силе и влиянии. Более конкретно перст часто служит символом сознательного действия и в таком качестве отражает характер того, кому он принадлежит. Словосочетание «перст Божий» используется в Писании для выражения мысли о власти Бога (Исх.8:19), Его подписи или печати (Исх.31:18; Втор.9:10), Его дел (Пс.8:4) или Его силы (Исх.8:19).
Образ силы в Библии чаще выражается с помощью слов «мышца» и «рука», однако, учитывая его размеры, перст служит самым маленьким и ярким символом проявления силы или влияния. В качестве примера можно привести совет молодых людей Ровоаму, что при сравнении своей власти над Израилем с властью Соломона он должен похваляться: «Мой мизинец толще чресл отца моего» (3Цар.12:10; 2Пар.10:10). Бог запретил сатане простирать на Иова свой перст (Иов.1:12 {«руки»}). В Новом Завете Иисус осудил фарисеев за то, что они возлагали на людей тяжелые бремена своего истолкования закона, а сами не хотели пошевелить перстом, чтобы помочь им (Мф.23:4).
Персты чаще служат образом действия, будь то человека или Бога. При изображении человеческой деятельности они могут быть источником либо добра, либо зла: ищущий мудрости наставляется хранить мудрые заповеди и «навязать их на персты [свои]» (Притч.7:3). Сам Господь готовит персты псалмопевца к брани (Пс.143:1). В этих случаях персты получают направление к праведным делам. Но человеческие пальцы могут также производить зло. Наибольшее развитие эта тема получила у Исаии. Персты создают идолов (Ис.2:8; 17:8), поднятый перст, в котором выражается мысль о злостном оскорблении, связывается с «ярмом» (Ис.58:9). В результате персты как носители нечестия оскверняются беззаконием (Ис.59:3).
Вместе с тем, в образе перста может также выражаться Божья сила в действии, связанная с творением, откровением или судом. При сотворении Господь создал небо и поставил луну и звезды (Пс.8:4). Здесь мы видим образ Бога как Мастера, умело и точно выполняющего Свою работу, или, по словам Вольфа, «художественную филигранную работу на тонкой ткани созвездий» (Wolff, 68). Что касается образа откровения, именно «перстом Божиим» были написаны на каменных скрижалях десять заповедей, переданные Моисею (Исх.31:18; Втор.9:10). В Новом Завете Иисус «перстом Божиим» изгонял бесов, провозглашая тем самым наступление Царства Божьего (Лк.11:20). Когда Бог послал на Египет мошкару, волхвы фараона поняли, что суд производит перст Божий (Исх.8:19). В Книге Даниила перед Валтасаром явились бесплотные персты, написавшие на стене весть о Божьем суде над ним (Дан.5:5). В каждом из этих случаях в образе перста выражается мысль о силе и неотвратимости Божьих дел.
Образ перста появляется также при жертвоприношениях, когда Бог встречается со Своим народом. В указаниях, которые Бог дал Моисею относительно порядка принесения жертвы за грех, образ перста играет ключевую роль. При очередном принесении жертвы за грех, а также в день очищения священник, согласно Божьим указаниям, должен был опускать перст в кровь жертвенного животного и окроплять ею либо жертвенник (Лев.4:6 и далее), либо, в день очищения, крышку ковчега откровения (Лев.16:14, 19). Символика здесь двоякая: человеческие пальцы, исполняющие повеление Бога, – образ послушания, но в то же время священник, действующий от имени грешника (или грешников), предстает пред Богом с окровавленными пальцами – образ греховных людей, ожидающих суда и милости Бога.
См. также: МЫШЦА; НОГА (II), СТОПА; ПАЛЕЦ НОГИ; РУКА.
Библиография:
Н. W. Wolff, Anthropology of the Old Testament (Philadelphia: Fortress, 1974).