Путь, стезя
(Path)
Образ пути или стези встречается в Библии повсеместно в примерно восьмистах случаях. Большинство из них соотносится с материальными дорогами, по которым ходят, или с процессом хождения, которое было в данной культуре основным средством передвижения. Помимо этих случаев употребления, связанных с дорогами или путешествиями в прямом смысле или с естественными циклами жизни и смерти (когда смерть становится метафорическим «путем» [Нав.23:14; 3Цар.2:2; Пс.120:7–8]), в образе пути или стези отражаются глубокие размышления на основополагающие этические темы, о делах Бога и людей и природе Божьего спасения.
Как всегда, символический смысл основывается на физическом явлении. В хождении по какому-либо пути подразумевается выбор пути и движение по нему в определенном направлении, к определенному пункту назначения, принятие на этом пути мудрых, а не глупых решений, забота о своей безопасности и о том, чтобы не заблудиться, устремленность к цели.
Жизненный путь. Все эти элементы движения по пути используются во многих библейских образах пути при оценке поведения человека в жизни и результатов этого поведения. В обществе, где хождение было основным средством передвижения, этот образ не мог не стать готовой иллюстрацией повседневной жизни. Из образов хождения путями Божьими или следования Его закону можно составить небольшую антологию библейских стихов (свыше сотни примеров только в Псалтири и Книге Притчей). Среди этих примеров можно отметить следующие: «[Бог] направляет меня на стези правды» (Пс.22:3); «вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти» (Пс.31:8); «кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» (Пс.49:23); «все пути мои известны Тебе» (Пс.138:3).
Коль скоро в хождении или путешествии подразумевается намеренное действие, не удивительно, что библейские авторы изображают направление и ориентацию жизни как путь. Кроме того, в образе жизни как движения по пути выражается динамическая природа человеческого существования, которое никогда не остается неподвижным и в котором личный выбор не выполняет какую-то обособленную функцию, а вписывается в общую картину. Эта динамика выражается в известном высказывании: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч.4:18). Или в том же духе: «Путь жизни мудрого вверх» (Притч.15:24).
В рамках метафоры жизни как следования по пути к определенной цели особенно выразительным выглядит библейский образ двух противоположных путей или стезей. Пс.1 построен на противопоставлении «пути праведных» и «пути грешных». В начале Притчей противопоставляются «путь злого» и «стези прямые» (Притч.2:12–15), «стезя нечестивых» и «стезя праведных» (Притч.4:14–19). В мотиве двух путей подразумевается, что мироздание таково, что нужно выбирать между двумя возможностями, как в прощальной речи Моисея Израилю, когда он говорил народу о выборе между благословением и проклятием, между жизнью и смертью и при этом первые понятия связывались с хождением путями Божьими, а вторые – с отвержением путей, которые заповедал Моисей (Втор.11:26–28; 30:15–20). Это перекликается с Иер.21:8, где Бог сказал: «Вот, Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти». Пс.138 заканчивается противопоставлением «опасного пути» и «пути вечного» (Пс.138:24). Аналогичное значение имеет находящееся в заключительной части Нагорной проповеди Иисуса противопоставление пространного пути, ведущего к погибели, узкому пути, ведущему к жизни (Мф.7:13–14).
В отрывках, где речь идет о двух путях, на первом плане стоит та же сторона образа, которая подразумевается повсюду, – движение по определенному пути ведет к месту назначения и конечной цели. И подчеркивается также легкость, с которой можно сделать неверный поворот, наряду со связанными с этим опасностями.
В таком мире образ действий человека и его нравственные нормы поведения показываются как движение по доброму или злому пути, и человек часто призывается или наставляется ходить по тому, а не иному пути. С одной стороны, говорится: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс.118:1). В Притчах содержатся увещевания не сбиваться с правильного пути: «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды» (Притч.4:26); «блаженны те, которые хранят пути мои!» (Притч.8:32); «На пути правды – жизнь» (Притч.12:28). Ветхозаветные цари постоянно наставляются «хранить завет Господа, Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его» (3Цар.2:3). С другой стороны, делаются предупреждения «не учиться путям язычников» (Иер.10:2), не избирать путей человека, «поступающего насильственно» (Притч.3:31), «не вступать на стезю нечестивых» (Притч.4:14) и не уклоняться на пути распутной женщины (Притч.7:25).
Даже говоря о нравственных сторонах жизни, библейские авторы не упускают из виду физическую реальность хождения по пути. Так, мы видим слова о необходимости утвердить шаги на пути и не позволить поколебаться стопам (Пс.16:5), о хождении по верному, а не опасному пути (Пс.17:33), об обращении взора на путь (Пс.118:15) и о различии между кривым путем (Притч.2:15) и прямым путем (Притч.4:26).
Путь спасения. Наряду с использованием для отображения жизни и нравственного поведения, образ пути связывается с самим спасением. В ветхозаветных мессианских пророчествах, например, грядущее спасение изображается как подготовка пути или стези. «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис.40:3). «Новое», которое делает Бог, прокладывает «дорогу в степи» (Ис.43:19). И еще: «Приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу» (Ис.62:10). Это перекликается с образами исхода, когда Бог вел израильтян по пустыне, «показывая им путь» (Исх.13:21), но «второй исход» спасения во Христе имеет всеобъемлющее значение, и его путь открыт верующим.
Унаследовав этот ветхозаветный мотив, ранние христиане сделали путь богатым символом, выражающим конечное спасение, предоставленное Богом. Во всех евангелиях есть ссылки на Ис.40 в связи с подготовительным служением Иоанна Крестителя (Мф.3:3; Мк.1:2–3; Лк.3:4–5; Ин.1:19–25). Эта подготовка «пути» находит исполнение во Христе. В Книге Деяний читаем, что ранних христиан называли теми, кто «следует пути» (Деян.9:2 NRSV), или просто «путем» (Деян.19:9, 23; 22:4; 24:14, 22 {«учение» = путь}).
Такая терминология знакома всем, кто читал о жизни Иисуса или евангелия, где жизнь учеников вполне можно выразить метафорой «на пути с Иисусом». Образ пути придает структурное единство Евангелию от Марка, в котором смысл ученичества изображается как следование за Иисусом по пути креста (Мк.1:2–3; 8:27; 9:33–34; 10:32, 52). Аналогичную картину мы видим в евангелиях от Матфея (Мф.3:3; 11:10) и от Луки (Лк.1:76–79; 9:52; 13:22–23). В Евангелии от Иоанна Иисус показан единственным путем, обеспечивающим доступ к Отцу и общение с Ним: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14:6). В Послании к евреям Иисус в роли Первосвященника открывает «путь новый и живой» к Богу (Евр.10:19–20; ср. Евр.9:8).
См. также: ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА; ПУСТЫНЯ; СТРАНСТВИЯ, ДОРОГА, ПУТЬ; УЛИЦА; ХОДЬБА, ХОЖДЕНИЕ.