Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Недооценка, переоценка

(Misprizing, misvaluing)

Ошибочная оценка обусловливается неспособностью правильно оценить ситуацию. Это может выражаться двояким образом – в недооценке (придании недостаточного значения чему-то ценному) и в переоценке (придании большого значения чему-то несущественному или в завышенной оценке). Неудивительно, что в книге, посвященной рассмотрению ценностных категорий, каковой является Библия, вопрос о неумении дать правильную оценку предстает одним из важнейших.

Библейским прототипом человека, не способного правильно оценить ситуацию, служит Исав, продавший первородство за вошедшую в поговорку «чечевичную похлебку». После потрясающего рассказа о таком безразличии к духовным ценностям автор наносит завершающий удар: «И пренебрег Исав первородство» (Быт.25:34). В Евр.12:16 действия Исава расцениваются как поведение «блудника» или «нечестивца» , а само его решение как бесповоротное, хотя Исав и пытался покаяться со слезами (Евр.12:17).

Еще до рассказа о пережитом Исавом опыте читаем, как Лот, возведя очи на орошаемую долину Иордана, избрал материальное благополучие с риском для своей души (Быт.13) и как его жена, будучи неспособной отказаться от материалистического образа жизни, превратилась в соляной столп, став предупреждением для последующих поколений рода человеческого (Быт.19:26; Лк.17:32).

Как показывают эти примеры из Бытия, неправильная оценка в значительной степени основывается на выборе немедленных и осязаемых материальных благ в ущерб духовным ценностям и послушанию Богу. Так, Ахан предпочел взять захваченную в битве добычу и не повиноваться Божьему предписанию не брать ничего (Нав.7), а Саул уступил желанию народа забрать все лучшее из стад разгромленных амаликитян (1Цар.15). Жизнь Соломона развивалась по более плавной дуге от проявления благочестия до овладения богатством ценой утраты преданности Богу. Псалмопевец вспоминает о кризисе веры, когда «едва не поскользнулись стопы мои» (Пс.72:2), и этот кризис выразился в том, что его поразило внешнее благополучие нечестивых, но его возвращение к вере основывалось на признании превосходства духовной жизни (Пс.72:23–28). В Новом Завете Иуда предал Иисуса за тридцать серебряных монет, а Анания и Сапфира расплатились той же ценой – скорой смертью – за предпочтение денег честности (Деян.5:1–11).

Неправильная оценка в итоге выражается в ошибочном выборе объекта почитания – превознесении чего-то менее достойного над тем, что заслуживает большего почитания. Унылая ветхозаветная история идолопоклонства (в котором участвовали цари Израиля и Иудеи) представляет собой духовно насыщенный рассказ о неуместном проявлении преданности языческим богам и принижении истинного Бога. Иисус упрекнул Марфу с домашним складом ума, которая «заботилась и суетилась о многом», и похвалил Марию, сидевшую у Его ног, которая «избрала благую часть» (Лк.10:41–42). Миссионер Димас оставил Павла, «возлюбив нынешний век» (2Тим.4:10).

В библейском мире с разнообразными ценностями люди постоянно наставляются избрать то, что наиболее ценно – «о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3:2). К неправильному выбору может привести даже забота о самосохранении, как в случае, когда Петр в интересах собственной безопасности сказал, что не знает Иисуса. Неправильная оценка обусловливается представлением человека о своем наивысшем сокровище, или, по словам Иисуса, «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21).

Необходимость правильной оценки, наряду с гибельными последствиями ошибочного выбора – один из важных мотивов в притчах Иисуса. В притче о великом пире люди отвергли приглашение хозяина, сославшись на повседневные дела, и потому не попали к мессианскому столу (Лк.14:15–24). Зажиточного земледельца, полагающегося на свое богатство, обличает Иисус за то, что он «собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:21). Старательные работники в винограднике, не понимавшие, что новое Царство основывается на благодати, а не на заслугах, переоценили значение своей работы для хозяина (Мф.20:1–16). У самодовольного фарисея, перечислявшего в молитве свои добродетели, была завышенная оценка своего значения пред Богом, в отличие от мытаря, сознававшего свою духовную несостоятельность пред Богом (Лк.18:9–14). Священник и левит, прошедшие мимо тяжело раненного человека, неправильно оценили степень своей безопасности (или, по некоторым истолкованиям, возможность успеть на службу в храме), не проявив сострадания к ближнему (Лк.10:30–37).

Список библейских историй, связанных с неправильным выбором, расширится, если мы дополним их понятием ошибочного суждения. Библия показывает нам памятную галерею персонажей, в ложном свете представлявших себе личность Бога, природу мира, в котором они живут, и собственную способность управлять событиями своей жизни. Все персонажи событий, представляющих собой тщетные попытки обмануть пророчество, не принимали в расчет всемогущество Бога и свою неспособность помешать Богу выполнить намеченные цели. Пример предприимчивого земледельца в притче Иисуса (Лк.12:13–21) ясно показывает, до какой степени ошибочное суждение может влиять на жизнь человека. Забота земледельца о земном имуществе мешает ему понять, что имеет истинную ценность в жизни, и приводит к игнорированию важнейшего изречения Иисуса, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12:15), и следующего за ним замечания о необходимости «в Бога богатеть». Кроме того, земледелец заблуждается в вопросе о продолжительности человеческой жизни: он полагает, что перед ним «многие годы», в то время как Бог может потребовать его душу «в сию ночь». Наконец, земледелец неправильно представляет себе цель жизни, которая, по его мнению, заключается в потворстве своим желаниям, но, исходя из логики притчи, на самом деле цель жизни – в подготовке души к вечности.

Преодоление ошибочных взглядов состоит в том, что превыше всего следует ценить духовное и небесное. В этом выражается значение заповеди Иисуса: «Не собирайте себе сокровищ на земле... но собирайте себе сокровища на небе» (Мф.6:19–20). Правильная оценка – это оценка Божьего Царства как самого ценного на свете. Иисус сравнивает Царство со скрытым на поле сокровищем, которое дороже всего, что человек имеет (Мф.13:44), и с ценной жемчужиной, за которую купец готов отдать все, что у него есть (Мф.13:45–46).

По сути, неправильная оценка означает выбор ложного сокровища. Иисус выразил это в незабываемом афоризме в виде риторических вопросов: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16:26; ср. Лк.9:25).

См. также: БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ; ЖЕМЧУГ; ЗОЛОТО; ИДОЛЫ, ИДОЛОПОКЛОНСТВО; ИЗБЫТОК, ИЗОБИЛИЕ; СЕРЕБРО; СОКРОВИЩЕ; ХРАНЕНИЕ, ЗАПАСАНИЕ; ХРАНИЛИЩЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle