Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Золото

(Gold)

Большое число упоминаний о золоте в Библии (более четырёхсот) может показаться парадоксальным: будучи ценным и редким материалом, золото, тем не менее, фигурирует в Библии среди наиболее часто упоминаемых физических реалий. Основное достоинство золота, которое подчеркивается в этих упоминаниях, – его ценность. Второе часто подразумеваемое свойство – прочность и долговечность. В качестве признанного эталона ценности золото связывается прежде всего со скинией и храмом, с двором и, в более широком плане, с зажиточным классом.

Золото служило ясным символом богатства и власти (Ис.60:17), и обладание им было одним из показателей благополучного положения Авраама (Быт.13:2), а также царских прерогатив Иосифа (Быт.41:42), Артаксеркса (Есф.4:11) и Мардохея (Есф.8:15). Царские венцы обычно делались из золота (2Цар.12:30; 1Пар.20:2; Есф.8:15; Пс.20:4; Зах.6:11; Откр.4:4; 9:7; 14:14). Золото было одним из трех даров, которые Младенцу Иисусу принесли волхвы (Мф.2:11), искавшие «Царя Иудейского». Величие царя Соломона подчеркивается фактом, что он «сделал... серебро и золото в Иерусалиме равноценным простому камню» (2Пар.1:15). Сравнительная ценность серебра и золота показана на примере дани, наложенной на Иудею египетским царем Нехао, – сто талантов серебра и талант золота (2Пар.36:3).

Высокая ценность и непреходящее значение золота часто служат в Библии основанием для сравнений. В видении Навуходоносора голова истукана (олицетворявшего его собственную империю) «была из чистого золота» (Дан.2:32), а остальные части статуи были сделаны из менее ценных металлов. В следующей главе огромный истукан, которому Навуходоносор принуждал поклоняться своих подданных, был золотым (Дан.3:1), как и многие другие языческие идолы. При описании последствий падения Иерусалима в Плаче Иеремии используется образ золота, чтобы подчеркнуть прежнюю славу города и его жителей: «драгоценные, равноценные чистейшему золоту... сравнены с глиняною посудою» (Плч.4:2).

Когда тот или иной библейский автор хочет подчеркнуть превосходство чего-либо, он часто обращается к образу золота. В Песни песней любимая в одном только отрывке трижды использует этот образ при описании своего возлюбленного, сравнивая с золотом его голову, руки и ноги (Песн.5:11, 14, 15). В Книге Иова цена премудрости определяется на том основании, что «не дается она за золото» (Иов.28:15; ср. Иов.28:16, 19). В том же духе псалмопевец заявляет, что Божий закон «вожделеннее золота и даже множества золота чистого» (Пс.18:11; ср. Пс.118:72, 127). В Притчах мудрость называется лучшим приобретением, чем даже золото (Притч.3:14; 8:10; 16:16). Ценность золота настолько велика, что в Библии оно может служить символом даже Самого Бога, как, например, в словах Елифаза Феманитянина Иову, что «будет Вседержитель твоим золотом» (Иов.22:25).

Золото стало таким ярким эталоном ценности, что в новозаветные времена многие считали, что золото, покрывавшее храм Ирода, имело большее значение, чем сам храм, – такой взгляд Иисус осудил в недвусмысленных выражениях: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: “если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен”. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?» (Мф.23:16–17).

Золото было редким и, следовательно, ценным материалом, поэтому в библейские времена оно использовалось для изготовления вещей, считавшихся особо важными, в частности убранства и других предметов скинии (Исх.25–26; 28; 30–31) и храма (3Цар.6–7). Аналогичную взаимосвязь мы видим между золотом и «почетным употреблением» во 2Тим.2:20.

В Библии показаны также примеры злоупотребления золотом. Предостерегая народ Израиля против изготовления идолов, Бог обратил внимание Моисея на недопустимость использования золота или серебра в этих целях (Исх.20:23). Именно так израильтяне поступили под руководством Аарона, однако не последний раз в своей истории (Исх.32:2–4; Суд.8:24; Пс.113:12; Деян.17:29). Идолы либо делались из чистого золота, либо вырезались из дерева и затем покрывались золотом (Ис.40:19; Авв.2:19). Но золото не имело права на такую честь; как Бог указал Аггею, серебро и золото мира, в конечном счете, принадлежат Ему (Агг.2:8).

Одна из сторон ценности золота заключается в его относительной неуничтожимости. Поэтому к нему относятся как к залогу безопасности, и это также одна из причин, по которой, с точки зрения веры, богатым быть опасно. Иов заявил, что нельзя полагать опору в золоте и говорить ему: «Ты надежда моя» (Иов.31:24). Равным образом, Бог через Иезекииля предупредил израильтян, что для них будет лучше, если «серебро свое они выбросят на улицы и золото у них будет в пренебрежении. Серебро их и золото их не сильно будет спасти их в день ярости Господа. Они не насытят ими душ своих и не наполнят утроб своих; ибо оно было поводом к беззаконию их» (Иез.7:19).

Представление об огромной ценности и неуничтожимости золота находит выражение в описании неба как города из «чистого золота» (Откр.21:18, 21). Павел призывал коринфян строить свои духовные дела с использованием золота (среди прочего), а не легко воспламеняющихся материалов, таких как дерево, сено или солома (1Кор.3:12). Некоторые библейские персонажи представляют себя испытанными и очищенными, как золото (Иов.23:10; Зах.13:9; Мал.3:3). Петр пишет о вере как о чем-то более драгоценном, чем золото, ибо даже если золото сохраняется в ходе переплавки, оно все равно в конце концов исчезнет (1Пет.1:7, 18; ср. Иак.5:3). Испытание чистоты золота в плавильной печи используется как метафора испытания человеческого сердца Богом (Притч.17:3). Аналогичный образ испытания человека восхвалением его мы видим в Притч.27:21.

См. также: БЛАГОДЕНСТВИЕ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ПРЕУСПЕВАНИЕ, ПРОЦВЕТАНИЕ; БРОНЗА, МЕДЬ; ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ; ДРЕВЕСИНА; ЖЕЛЕЗО; НЕИЗМЕННОСТЬ, ПОСТОЯНСТВО; СЕРЕБРО; СКИНИЯ; ХРАМ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle