Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Знамя

(Banner)

Знамя – это стяг или вымпел, прикрепленный к концу древка. В ходе истории знамена выполняли три основные функции: для демонстрации определенной принадлежности какой-то группы людей, для выражения прав на какую-то территорию и для придания какому-либо событию характера праздника. Знамена служат символами сплочения – физического и/или эмоционального.

В Библии содержится менее десятка прямых упоминаний о знаменах, и почти во всех случаях они связаны с военными действиями. Чаще всего знамя победы ассоциируется с Богом. Самый первый пример тому – Исх.17:15–16, когда Моисей, празднуя победу над амаликитянами, устроил жертвенник, назвал его «Иегова Нисси» (Господь знамя мое) и сказал: «Рука на знамени Господа» {«рука на престоле Господа»}. В псалмах тоже именно Бог дарует знамя Своему народу (Пс.59:6), именно Он одерживает победу, и «во имя Бога нашего» поднимается знамя (Пс.19:6). Свое пророчество о разрушении Иерусалима Иеремия предваряет заявлением: «Возвестите и разгласите между народами, и поднимите знамя, объявите, не скрывайте» (Иер.50:2), – как воин, смело водружающий знамя в знак овладения вражеской территорией.

Остальные случаи употребления слова знамя встречаются в Песни песней. Рассказ Суламиты о том, как Соломон вводит ее во дворец, приобретает триумфальную тональность в словах: «Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь» (Песн.2:4). Здесь знамя служит символом одновременно праздника и заявления о праве на собственность. Для придворных и военных один из самых впечатляющих и волнующих образов – зрелище войска, марширующего с развернутыми знаменами. Это придает эмоциональную окраску заявлению возлюбленного, что у его любимой красота «грозная, как полки со знаменами» (Песн.6:4, 10).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle