Бронза, медь
(Bronze)
Патриархальный период истории древнего Израиля совпадает с тем, что современные историки называют бронзовым веком, а заселение Ханаана происходило в переходный период от бронзового к железному веку. Бронза, соединение меди и свинца, была одним из самых первых сплавов, широко использовавшихся в ветхозаветные времена. Позднее ее заменила латунь (сплав меди и цинка), поэтому большинство упоминаний о бронзе (154 из 160) встречается в Ветхом Завете {во всех случаях используется слово «медь»}.
В переносном смысле образ бронзы, или меди, чаще всего встречается в поэтических и пророческих книгах (где примерно две трети упоминаний о ней носят метафорический характер), а также в Откровении. В переносном смысле бронза часто ассоциируется с силой, как это видно из риторического вопроса Иова: «Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плоть моя?» (Иов.6:12) или из описания левиафана, которого невозможно сковать, поскольку «железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево» (Иов.41:19). Когда Иеремия призывался на служение, ему было сказано, что Бог «поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле» (Иер.1:18). Ожесточившаяся земля станет бесплодной: «И сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь» (Лев.26:19; ср. Втор.28:23; Иов.37:18).
В древности отполированная и блестящая бронза использовалась как зеркало и ассоциировалась с блеском и сиянием. Сравнение бронзы с сиянием мы видим в Откр.1:15: «И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи; и голос Его – как шум вод многих». В видении Иезекииля ноги у небесных творений «сверкали, как блестящая медь» (Иез.1:7), а затем Иезекииль встретился с человеком, выглядевшим как «блестящая медь» (Иез.40:3).
С бронзой, медью, ассоциируются также рабство и плен. Образ медных цепей символизирует положение побежденных героев или правителей. Два наиболее известных примера – Самсон: «Филистимляне взяли его, и выкололи ему глаза, привели его в Газу, и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников» (Суд.16:21), – и Седекия: «А Седекии выколол глаза и велел оковать его медными оковами; и отвел его царь Вавилонский в Вавилон и посадил его в дом стражи до дня смерти его» (Иер.52:11).
Примерно половина упоминаний о меди связана с ее использованием в храме или скинии. Медь применялась при возведении жертвенников и колонн, для изготовления блюд, чаш и сковород. Этот твердый и легкий для обработки металл широко использовался в богослужениях израильтян.
Еще одна группа связанных с медью образов относится к военным действиям. В данном случае медь обозначает захваченное добро (Нав.6:23; 22:8) или оружие. Голиаф вышел на бой с «медным шлемом на голове», одет был «в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди», а за плечами нес медный щит (1Цар.17:5–6). Шлемы, мечи, наконечники копий и щиты изготовлялись в том числе и из меди или покрывались ею.