Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Волосы

(Hair)

Волосы, отношение к которым принимает обычно ритуальную и символическую окраску, всегда играли в обществе значительную и неоднозначную роль, и Библия в этом вопросе не является исключением. Примерно сотня упоминаний о них делает волосы важным библейским образом, а широкий диапазон связанных с ними тем придает ему достаточно разносторонний характер. Кроме того, некоторые конкретные образы входят в число наиболее памятных библейских сцен.

На самом обыденном уровне волосы свидетельствуют о состоянии здоровья человека. В Лев.13–14 приводится наводящий уныние и в конечном счете производящий отталкивающее впечатление перечень признаков, согласно которым волосы могут указывать на болезнь или нечистоту и на основании которых священники выполняли функции санитарных врачей. Равно неприятными выглядят древние обычаи рвать волосы на себе в знак скорби или опустошения (Езд.9:3; Иез.23:34 {«груди истерзаешь»}; Иер.7:29) или на ком-то еще в личной схватке (Неем.13:25). Чрезмерный волосяной покров ассоциируется с варварством, как в случае с волосатостью Исава (Быт.25:25) или с состоянием Навуходоносора во время его помешательства, когда «волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» (Дан.4:30).

Но по большей части волосы в Библии служат положительным образом, и эстетической нормой изображаются умеренно длинные и темные волосы. Красота Авессалома выражалась, в частности, в его густой шевелюре – настолько густой, что стрижка выливалась в ежегодное празднество с использованием весов для привлечения внимания к себе и придания харизмы его личности (2Цар.14:25–26). В Песни песней волосы возлюбленной и их очаровательные переливы выглядят для влюбленного «как стадо коз, сходящих с горы Галаадской» (Песн.4:1; 6:6), – в этом сравнении выражается прежде всего оценка их красоты, а не зрительное соответствие. Невеста со своей стороны восхищается «кудрями его волнистыми, черными, как ворон» (Песн.5:11).

С учетом факта, что покрытая волосами голова считалась показателем здоровья, силы и красоты, не удивителен мотив бесчестья, связанного с отсутствием волос. В день суда, пишет Исаия, Бог станет небесным брадобреем: « В тот день обреет Господь бритвою... голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду» (Ис.7:20). В сюрреалистической манере Михей использует образ «лысины, как у линяющего орла» при описании детей Иудеи, отправляющихся в плен (Мих.1:16). В видении Иеремии сокрушенных людей тоже присутствует образ оголенных у всех голов (Иер.48:37). Исаия предсказывает наступление времени, когда у женщин Иудеи будет «вместо завитых волос плешь... вместо красоты клеймо» (Ис.3:23). А непослушные дети насмехались над Елисеем, провожая его криками: «Иди, плешивый!» (4Цар.2:23).

Длина волос человека часто служит выражением его отношения к более серьезным вопросам, и намеки на это мы видим в Библии. Ветхозаветный запрет стричь волосы на голове «кругом» (Лев.19:27) имел целью отделение Израиля от обычаев окружавших его языческих народов (Иер.9:26; 25:23). Предписание Иезекииля священникам будущего века состояло в том, что «головы своей они не должны брить и не должны отпускать волос, а пусть непременно стригут головы свои» (Иез.44:20). В Новом Завете Павел считал длинные волосы нормальными для женщины и бесчестьем для мужчины (1Кор.11:14–15). Чрезмерное внимание к уходу за волосами, например, плетение волос, свидетельствовало о мирском расположении ума с его внешними проявлениями (1Пет.3:3; 1Тим.2:9).

В ряде случаев отношение к волосам было напрямую связано с религиозными обрядами. Для очищения, например, требовалось состригать и сбривать все волосы (Лев.14:8–9; Чис.6:18–19). Назореям же вообще запрещалось стричь волосы в течение всего времени обета (Чис.6:5, 18) – они служили символом отделения в святости, знаком аскетического самоотречения, а не физической привлекательности.

Помазание волос елеем тоже было обрядом, но не религиозным. Оно было ритуальным средством выражения красоты (Руф.3:3), праздничной атмосферы (Ек.9:8) или гостеприимства (Пс.22:5).

В картинах, связанных с концом жизненного пути, мы видим откровенно символические образы. Белые или седые волосы служат в Библии показателем преклонного возраста (Втор.32:25; Пс.70:18; Ис.46:4), зрелости, удостоенной чести и красоты (Притч.20:29). С другой стороны, старики вызывают жалость и они более уязвимы, поэтому печаль человека с седыми волосами кажется особенно острой (Быт.42:38; 44:29, 31). Будучи крайне незначительной частью человеческого тела, один волос или прядь волос на голове символизируют степень, до которой Бог защищает или бережет человека (1Цар.14:45; 2Цар.14:11; Лк.21:18; Деян.27:34). Крошечные размеры волоса послужили основанием для характеристики отборных воинов, которые, «бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо» (Суд.20:16). С другой стороны, большое количество волос на голове человека служит обозначением чего-то значительного и многочисленного, в том числе бедствий, обрушивающихся на него (Пс.39:13), противостоящих ему врагов (Пс.68:5) или масштабов знаний Бога о человеке и заботы о нем (Мф.10:30; Лк.12:7). Наконец, образ белых волос как символа древности приобретает трансцендентное значение в изображениях Бога с белыми и пламенными волосами (Дан.7:9; Откр.1:14).

Можно также припомнить несколько памятных библейских рассказов и сцен, важную роль в которых играют волосы. В одной из таких сцен изображен Самсон, лежащий на коленях Далиды, волосы которого сначала заплели в семь кос, а затем остригли их все (Суд.16:15–21). В том же рассказе рост остриженных волос символизирует возрождение души и тела (Суд.16:22). В евангелиях мы видим, как Мария помазала ноги Иисуса и отерла их своими волосами в знак полной преданности (Лк.7:38, 44; Ин.11:2).

Какую же роль играет в Библии образ волос? Обычного материального явления, предмета, отношение к которому указывает на взаимосвязь с другими более серьезными нравственными и духовными вопросами, и определенного символа.

См. также: ГОЛОВА; КРАСОТА; ПЛЕШИВОСТЬ; САМСОН; ЧЕСТЬ, СЛАВА, ПОЧЕТ, ПОЧТЕНИЕ, УВАЖЕНИЕ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle