Волк
(Wolf)
В любой местности и в литературе любого народа присутствуют типичные хищники. В Библии главный из них – волк, который двенадцать раз упоминается как особо свирепый зверь. Это злобные существа – «хищные» (Быт.49:27; Мф.7:15) и «лютые» (Деян.20:29). Они пожирают (Быт.49:27) и «опустошают» (Иер.5:6), похищают (Иез.22:27) свою добычу, особенно беспомощных овец (Мф.10:16; Лк.10:3; Ин.10:12; Деян.20:29). В реальной жизни эти ночные хищники скрываются при свете дня и начинают охоту вечером (Авв.1:8; Соф.3:3); говорят, что они едят себе подобных. Эти литературные детали позволяют усилить впечатление ужаса и жестокости, что объясняет отвращение библейских авторов и Иисуса к волкам: они сравнивают с волками грешников.
Кто из людей вызывает подобное отвращение? Нечестные служители (Иез.22:27; Соф.3:3), лжепророки и лжеучителя (Мф.7:15; Деян.20:29), а также эгоистичные религиозные вожди (Ин.10:12). Неверующий мир сам по себе подобен волку в своей враждебности по отношению к ученикам Иисуса (Мф.7:15; 10:16; Лк.10:3). Во всех этих случаях литературный образ помогает описать людей, сравнивая их с волками.
Свирепость волков в Библии также лежит в основе апокалиптических картин преображения, когда волк больше не будет хищником и ляжет рядом с ягненком, и их обоих поведет за собой ребенок (Ис.11:6). Подобным образом, Исаия описывает пасущихся вместе волка и ягненка, и волк больше не вредит никакому существу в Божьих святых горах (Ис.65:25). В целом эти образы означают, что в грядущем тысячелетнем царстве даже самые свирепые и отвратительные хищники вернутся к мирному состоянию первоначальной невинности (Быт.1:30).
См. также: АГНЕЦ, АГНЕЦ БОЖИЙ, ЯГНЕНОК; ЖИВОТНЫЕ; ЛЕВ.