Самсон
(Samson)
В Библии нет более парадоксального персонажа, чем Самсон (Суд.13–16). Обладая необычайной физической силой, он был при этом слабым в нравственном и эмоциональном отношении человеком, и его моральная неустойчивость сыграла важную роль в трагическом эпизоде ветхозаветной истории. Назорей от рождения, отделенный для святой жизни, Самсон, тем не менее, вступал в связи с филистимлянками сомнительной репутации. Будучи освободителем народа, Самсон ни разу не предстает в компании своих сторонников. Сильный телом, но слабовольный Самсон похож на самоуверенного спортсмена, приходящего в возбуждение на поле, а затем впадающего в уныние. В нашем воображении он остается одновременно ярким образцом физической силы (библейским аналогом Геркулеса) и беспомощным слепцом.
Окружающая Самсона двойственность приобретает особый смысл при понимании, что библейский рассказ о нем – одновременно героическая история и трагедия. В самом рассказе мы видим одни и те же события с двух точек зрения. В героической истории Самсон выдвигается на первый план как архетип силача и национальный освободитель. Это рассказ о человеке, чье рождение было чудесным образом предсказано и чье стремление получить жену-язычницу было «от Господа» (Суд.14:4); о человеке, на которого «сошел Дух Господень» (Суд.14:19), который был судьей Израиля двадцать лет (Суд.15:20; 16:31), на молитву которого о победе ответил Бог (Суд.16:28–30). Он даже упоминается в списке героев веры (Евр.11:32).
Но в рассказе о конкретном человеке история Самсона выглядит трагедией, вращающейся вокруг неоднократных нарушений назорейского обета и растрачивании понапрасну Божьих даров. В личной жизни героя триумфальные победы над филистимлянами приводят к нравственным падениям и злоупотреблениям Божьим даром силы в эгоистичных целях личной мести. На данном уровне это история о слабовольном человеке, о его потакании своим желаниям и аппетитам, о связанных с успехом опасностях, чувственности, самонадеянности, дурных связях, безрассудстве, доверии недостойным людям и духовном самодовольстве. Самсон был одинокой и обособленной знаменитостью, всегда стремившейся к губительным личным отношениям. Это типичный хитрец с немалой примесью скандалиста.
При всей своей трагедийности, история Самсона в Книге Судей изложена в удивительно современной манере. Она похожа на статью обозревателя в журнале на основе материалов, собранных сотрудником отдела светской хроники. В центре внимания стоят как политические и военные подвиги известного общественного деятеля, так и его неразборчивые половые связи и неудачи в супружеской жизни. Вместе с тем, внутри этого в сущности порочного человека горела ревность по Богу. Бог заметил и использовал это. Заметил это и автор Судей, уделивший Самсону больше места, чем любому другому судье, и подспудно выразивший мысль: «Если Бог использовал такого человека, Он может использовать любого».
См. также: КНИГА СУДЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ.