Смоква, смоковница
(Fig, fig tree)
Смоковница, хорошо известная в древности своими вкусными плодами и своей благодатной тенью, в Библии впервые появляется в рассказе о грехопадении человека (Быт.3). Одно из последствий этого изначального отпадения от невинности выразилось в том, что первая человеческая супружеская пара поддалась искушению и затем попыталась прикрыть свою наготу пред Богом смоковными листьями.
В библейские времена смоковница была одним из самых распространенных культивируемых деревьев и насаждалась по всей Палестине. Лучше всего она росла на относительно засушливой почве в условиях, когда в период созревания плодов было мало или вообще не было дождей. Деревья пользовались популярностью, поскольку давали очень вкусные плоды, а обильная зелень их листьев приносила долгожданную тень и прохладу (Мих.4:4; Зах.3:10; Ин.1:48).
Эти свойства плодоносности и тенистости делали смоковницу готовым символом заветных отношений Бога со Своим народом, наряду с виноградной лозой, с которой она часто связывается. Например, Бог увидел в Израиле признаки плодородности, «как первую ягоду на смоковнице» (Ос.9:10), которая появляется поздней весной и дает надежду на последующий урожай. Пользуясь благами завета, Израиль имел возможность распоряжаться данным Богом благосостоянием и жить в безопасности, что нашло выражение в идеале, достигнутом при Соломоне: «Каждый под виноградником своим и под смоковницею своею» (3Цар.4:25).
Невыполнение требования завета приносить плоды могло повлечь за собой утрату безопасности и Божий суд. Эта тема часто повторяется в пророческих заявлениях. В том же духе образ смоковницы использовал Иисус, предупреждавший об опасности духовного бесплодия (Лк.13:6–9), которое может привести к гибели (Мф.21:19–21). На примере покрытой листьями, но бесплодной смоковницы Иисус продемонстрировал, что у Израиля, в частности, у его руководства, была показная религия, не имевшая ценности и достойная суда, поскольку она не приносила плода в жизни людей (Мк.11:12–21).
В самом прямом смысле смоковница рассматривалась как замечательная сторона оседлой жизни. Она служила символом добропорядочной жизни, и жизнь под своей смоковницей считалась равнозначной стабильной жизни на одном месте (для выращивания смоковницы требовалось несколько лет упорного труда) в радости, мире и благоденствии. При описании жизни, которую ассирийский царь, по его утверждению, хотел распространить на Израиль, использовался среди прочих образ смоковницы: «Не слушайте Езекии; ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя» (Ис.36:16).
Смоковница присутствует также в эсхатологических видениях, поскольку она символизирует блага, достойные нового порядка, приятную пищу и оседлую домашнюю жизнь. Образы смоковницы в новом веке рисуют Михей и Захария, изображающие ее одним из символов того лучшего, что присутствует в веке нынешнем и сохранится, когда Божье Царство будет полностью установлено: «В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу» (Зах.3:10; см. также Мих.4:4).
См. также: ВИНОГРАД, ВИНОГРАДНИК, ЛОЗА; ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ; ЛИСТ, ЛИСТВА; ПЛОД, ПЛОДОНОСНОСТЬ.