Снег
(Snow)
Со снегом в Библии люди сталкивались редко. Снег иногда выпадал в Иерусалиме, расположенном на холме, но обычно его видели издалека на блистающих вершинах гор, таких как Селмон или Ливан (Пс.67:15; Иер.18:14), и, возможно, поэтому библейские авторы порой придавали снегу трансцендентные качества. Учитывая климатические условия, малочисленность библейских ссылок на реальные снегопады выглядит вполне понятной; снег чаще всего используется как символ. Тем не менее двадцать пять библейских упоминаний о снеге показывают, что он занимал важное место в воображении авторов.
В том, что снегопад был редким явлением, можно убедиться из рассказа о Ванее, «муже храбром, великом по делам» (2Цар.23:20). Один из его подвигов заключался в убийстве льва во рве «в снежное время» (2Цар.23:20; см. ОХОТА) – эта деталь свидетельствует, что снегопад был явлением, достойным упоминания. Когда библейский поэт говорит, что Бог «дает снег, как волну; сыплет иней, как пепел» (Пс.147:5), имеется в виду, что Бог управляет таинственными и вызывающими трепет (поскольку с ними редко сталкивались) силами природы с такой же легкостью, как человек выполняет свои обычные повседневные обязанности. В климатических условиях, в которых снег выпадал лишь раз в несколько лет и вызывал трудности для неподготовленных к нему людей, снег, естественно, ставился в один ряд с другими грозными и враждебными силами природы – огнем, градом, морозом и бурным ветром (Пс.148:8). Находчивость добродетельной и трудолюбивой жены в Притч.31 отражается в факте, что она «не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды» (Притч.31:21). В вопросе, который голос из бури задает Иову, сочетаются образы тайны и силы: «Входил ли ты в хранилища снега... которые берегу Я на время смутное?..» (Иов.38:22–23; ср. Иов.37:6, где Бог посылает снег, просто сказав ему, чтобы он шел).
В метафорических образах снега основное значение придается его белизне. Цвет проказы трижды сравнивается с белизной снега (Исх.4:6; Чис. 12:10; 4Цар.5:27). Белизна связывается с чистотой в местах, где со снегом сравнивается прощение греха (Пс.50:9; Ис.1:18). Белизна снега и молока присутствует в идеализированном изображении процветающих князей (Плч.4:7). Самый примечательный образ белизны снега мы видим в картинах трансцендентного блистания Самого Бога (Дан.7:9), Христа во время преображения (Мк.9:3), ангела, явившегося при воскресении (Мф.28:3), и Христа, стоящего среди светильников в видении Иоанна (Откр.1:14).
Используются при создании образов и другие качества снега. Снег связывается с морозом (Пс.147:5–6; 148:8; Притч.31:21), с освежающей прохладой (Притч.25:13; см. ПОГОДА). Тот факт, что снег падает на землю и остается на ней, способствуя росту зерна, Исаия использует для выражения мысли, что слово Божье не возвращается к Нему тщетным, но совершает то, для чего оно было предназначено (Ис.55:10–11). А картина быстро тающего при высокой температуре снега присутствует в Иова 24:19 как образ погибели грешников.
Для людей, живущих в местности, где снег обильно выпадает каждую зиму, его образ выглядит вполне обычным. Но для авторов Библии снег, напротив, приобретает качества чего-то редкого, экзотического, необычного и блистательного.
См. также: БЕЛЫЙ ЦВЕТ; ГРАД; ЛИВАН; ПОГОДА; ЧИСТОТА; ШЕРСТЬ.