Град
(Hail)
В Сирии и Палестине градом часто сопровождаются грозы. Когда это происходит, он наносит ущерб посевам, виноградникам и масличным садам. В Библии с градом часто связываются гром, вспышки молнии, дождь и снег (Пс.77:47–48; 148:8), и, подобно вышеперечисленному, град изображается небесным оружием.
Когда такие «природные» бедствия, например, молнии и наводнения, приводили к человеческим потерям, люди в древних культурах связывали эти события с наказанием или личной местью сил, вызывавших бурю. Как таковой град в библейские времена неизбежно ассоциировался со страхом и образами опустошения. Ничего не зная о метеорологических условиях, вызывающих град, древние представляли себе небесные хранилища, наполненные водой, снегом и льдом (Иов.38:22). Эти запасы оружия хранились на день битвы и войны (Иов.38:23). В глазах еврейского поэта Бог как Небесный Воитель потрясал этим оружием так, что «от блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные» (Пс.17:13).
В нескольких случаях библейский образ града становится частью более широкого представления о Божьей силе. В вопросе «видел ли сокровищницы града?» подразумевается, что Божья власть над природой, смысл которой человек постичь не может, является достаточным ответом на жалобу Иова (Иов.38:22). Псалмопевец привлекает внимание к Богу, Который «бросает град Свой кусками» (Пс.147:6), и к тому факту, что Его слово исполняют «огонь и град, снег и туман, бурный ветер» (Пс.148:8).
Коль скоро Бог пользуется Своими орудиями для наказания, образ града часто появляется в контексте Божьего суда. Аггей показывает град, наряду с ржавчиной и плесенью, как исполнение проклятий, высказанных во Второзаконии (Агг.2:17; ср. Втор.28:22). Наказание в виде града обрушивается на фараона (Исх.9:13–35), на отступнический Божий народ (Пс.77:47; Агг.2:17) и на врагов Израиля (Нав.10:11). На основании таких прецедентов град становится типичным выражением грядущего Божьего суда (Пс.28:17; 30:30; 32:19; Иез.13:11,13).
Описание сильного града, убивающего людей (Откр.16:21, обратите внимание на контекст второго исхода; ср. Нав.10:11), в сочетании с огнем, кровью и горящей серой (Иез.38:22; Откр.8:7) вводит образ града в эсхатологическую сферу апокалиптического суда.
См. также: БУРЯ; ГРОМ; ДОЖДЬ; МОЛНИЯ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ПОГОДА; СНЕГ.