Буря
(Storm)
Бури породили множество разнообразных библейских образов, иногда весьма противоречивых. Буря – это и опасность, и необходимость. Она дает воду, но и несет смерть, как стихийное бедствие. Как неконтролируемая сила природы это и орудие Божьего суда, и угроза для Божьего народа, воздействие хаоса на упорядоченный Божий мир.
Буря как ветер. Ветер – незримая сила, но ее могущество и последствия воздействия очевидны, поэтому ветер – идеальная метафора Бога, могучего, но невидимого (Ин.3:8; 4:24). Фактически, ни еврейское ruah ни греческое pnevma, имеющие значения «ветер», «дух» и «дыхание», не требуют разграничения трех этих понятий. Для героев Библии ветер часто был свидетельством присутствия Бога. Адам и Ева услышали «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады [то есть ветерка; Евр.ruah] дня» (Быт.3:8). О Божьей помощи и о Его присутствии во время битвы говорит шум Его армии в вершинах деревьев (2Цар.5:24). Знак присутствия Божьего Духа – звук «как бы несущегося сильного ветра» (Деян.2:2). Благой ветер/дух – Божье благословение (Пс.142:10).
Дыхание – это тоже знак деятельности Бога. Идолы – ложные боги, в отличие от истинного Бога, потому что в них нет дыхания (ruah, Иер.10:14), и они не могут вдохнуть в человека жизнь (Быт.2:7). Когда дыхание возвращается к человеку, возвращается и душа (3Цар.17:17, 22).
Буря как божество. Библейские авторы прекрасно понимали, что их соседи поклонялись богам бури. У хеттов был Тешуб, у аккадцев и арамейцев – Адад. В Угарите Адад был главным божеством с общим именем Ваал. Очевидная связь между плодородием земли и выпадением дождей привела к поклонению богу бурь, который каждый год умирал и возвращался из преисподней, в соответствии с сельскохозяйственными циклами. Страх перед бурями без дождя (Притч.25:14), засухой, неурожаем, потопом и тому подобным привел к возникновению и процветанию культа бога, который волнует море, путешествует на облаках и приносит дождь. В Ветхом Завете, напротив, силы природы приводятся в движение Богом, но не обожествляются сами (3Цар.19:11–12).
Буря как сопровождающая Бога. Писание не утверждает, что Бог есть буря, но неоднократно утверждает, что буря предупреждает о приближении Бога (Ис.29:6). Он окружен бурей (Пс.49:3). Буря говорит о присутствии Бога (Евр.12:18). Его путь проходит среди вихря и бури (Наум.1:3; Зах.9:14). Буря не является Господом, она скорее сопровождает Его, как сопровождают Его слуги/ангелы, именуемые молнией, пламенем, голодом, чумой и т. п. (Авв.3:5). Для поэта гром – это Божий голос (Иов.40:4), Он говорит из бури (Иов.40:1).
Буря как средство Божьего суда. Буря сопровождает Бога как Его средство и орудие наказания, ощутимое выражение Его гнева. «Вот, идет буря Господня с яростью, буря грозная, и падет на главу нечестивых» (Иер.23:19). Сильный ветер убивает детей Иова (Иов.1:19). Буря – верх ужаса, реального и воображаемого (Иов.27:20–23). «Братья мои неверны, как поток» (Иов.6:15). В примитивной еврейской космологии Господь хранит ветра в своих помещениях и хранилищах во всех сторонах света, и отпускает их, чтобы исполнить Свою волю (Иов.37:9; Иер.10:13; ср. Откр.17:1). Дождь – немой свидетель осуществления Божьего замысла (Ам.4:7).
Капризность и непредсказуемость бурь привела к тому, что их свирепость и враждебность стали восприниматься почти как личные качества характера. Израильтяне и соседние с ними народы боялись моря. Иона знал, что море свирепствует, выражая Божий гнев (Ион.1:9–12). Жители Мальты считали, что гадюка (см. ЗМЕЙ, ЗМЕЯ) ужалила Павла потому, что он избежал суда во время бури (Деян.28:4). Вера Павла в Бога освободила его от страха, в отличие от окружающих (Деян.27:20–25).
Как символ суда буря также является подходящей метафорой для надвигающейся битвы. Пророки неоднократно прибегали к образу бури. Война и буря служат целям Бога (Ис.28:2). И та, и другая устрашающе надвигаются, прежде чем разразиться (Иер.25:32). И та, и другая сметают людей, которые не в силах противостоять им (Притч.1:27; Ис.5:28; Авв.3:14). И та, и другая свирепствуют, пока не истощат свою ярость и не прекратятся (Пс.56:2). И та, и другая оставляют после себя разрушения и смерть (Притч.10:25; 28:3). За войной следует мир, а буря противопоставляется ясным небесам и спокойствию, которые следуют за ней (Иов.37:21). Битва сравнивается со сбором урожая, и буря тоже собирает урожай грешников (Прем.5:23), унося их прочь как солому (Иов.21:18; Пс.1:4; 82:14; Ис.17:13; 40:24).
Буря как враг Бога. Точнее, это мифологическое море (бездна) и ее союзник, морское чудовище (дракон, левиафан) – враги Бога. Буря, которая приходит с моря, – результат их бунта и яростного сопротивления Богу и Его порядку (Иов.41:23). Вода, заливающая землю, – это вторжение свирепствующего моря. Она наводняет землю и угрожает всему живому. История о потопе напоминает нам, что только Бог удерживает море от затопления земли.
Древний семитский миф о боге, сражающемся с морем, был знаком народам Восточного Средиземноморья. В Библии есть много напоминаний об этой битве, но Господь постоянно побеждает. «Господь восседал над потопом» (Пс.28:10). «Ты с конями Твоими проложил путь по морю» (Авв.3:15). «Паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь» (Пс.92:4; 106:29). Свирепость моря обретает новое значение: оно будет «шуметь», а реки – «рукоплескать», прославляя Господа (Пс.97:7–8). Реалистический рассказ о том, как Господь позаботился о пересечении Красного моря в Исх.14, поэтически перерабатывается и событие это представляется как битва между Господом и морем в Исх.15 (см. также Пс.113:3, 5; Ис.51:9–10). Успокоение бури по приказу Господа (Мф.8:26; Мк.4:39; Лк.8:24) имеет прямую связь с древними образами (Пс.17:16–17; 103:6–7; 105:9)
Буря как злой дух. Если буря может восприниматься как злой ветер, то она может быть и злым духом. В аккадских писаниях сезонные бури описываются как демоны или ветра, поднятые крыльями демонов, что объясняет, почему они совпадают по времени с сезонными заболеваниями или казнями (также считающимися делом демонов). В иудейском понимании языческие боги были бесами, которые обманули язычников и вынудили поклоняться себе. Таким образом, сила бури была злой, она пыталась выйти из-под контроля и нарушить Божий порядок. Господь держит под контролем языческих богов бурь и демонические бури.
Буря как потоп. Буря – это символическое море, вышедшее из берегов. Великий потоп представляет бурю в ее предельном выражении. Бог не только позволил бездне выйти из пределов, которые Он установил ей при сотворении, когда создал порядок (kosmos) на поверхности вод (tehom, Быт.1:2, 6), но и позволил воде потечь с небесной тверди. «В сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт.7:11). Катаклизм случился при слиянии вод из двух источников.
Случались и менее масштабные потопы. Вода могла появиться в сухом русле, несмотря на отсутствие дождя. «Не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою» (4Цар.3:17). Мудрый человек, построивший свой дом на скале, чувствует себя в безопасности от сезонных наводнений. «Воды» и «потоки» представляют реальную опасность (Пс.123:4–5). На ровной поверхности аллювиального песка на дне долины строить было проще, но внезапные потоки вод после дождя могли привести к смещению песков и подмыть фундамент дома, так что это был бы нелепый риск (Мф.7:24–27). Такие наводнения, приносившие большой ущерб, обычно были кратковременными; так «имения неправедных, как поток, иссохнут» (Сир.40:13).
Какими опасными бы ни были наводнения, они были при этом необходимы для жизни. Вода, приходящая ниоткуда, была символом Божьего благословения, на что указывает молитва: «Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень» (Пс.125:4).
Псалом о буре. В Пс.28 сочетаются многие мотивы, связанные с бурей, поэтому он заслуживает особого упоминания. В этой пародии на хананейскую поэзию, основанную на мифах о Ваале, описана буря, возникающая над Средиземным морем и движущаяся на восток, на побережье, потом – к горам и в пустыню. Буря описывается так, как ее часто описывают любители природы, от трепетного ожидания до успокоения. После трехчастного восхваления Бога, вызвавшего бурю, следует повествование о том, что совершает «глас Господа», из семи частей. На художественном уровне в этом поэтическом произведении превосходно воссоздаются события надвигающейся бури. Но это произведение носит также полемический характер. Оно утверждает, что именно Яхве совершает дела, которые язычники приписывают Ваалу. Терминология и язык псалма характерны для более северных регионов, чем Израиль, и это подтверждает, что данное произведение на самом деле является пародией на хананейскую поэзию того времени. Деяния, которые язычники приписывают Ваалу, а автор псалма называет делом рук Бога, включают в себя укрощение моря и передвижение в сторону суши, где Он воцаряется. Яхве – не бог бури, Он властвует над бурей и укрощает море не просто на какой-то срок, но навеки (Пс.28:10).
Буря как страдание. Проблемы человека могут описываться как ветер или буря, а также с помощью персонифицированного образа врага и орудия разрушения (Иов. 30:22). Неправедный гнев грешников сравнивается с внезапным наводнением (Пс.123:3–5). Человек, нуждающийся в утешении или укрытии, описывается как «бросаемый бурею» (Ис.54:11). Тот, кого терзают сомнения, подобен лодке в волнах, гонимой ветром (Иак.1:6).
См. также: ВЕТЕР; ГРАД; ГРОМ; ДОЖДЬ; КОСМОЛОГИЯ; МОЛНИЯ; МОРЕ; НАВОДНЕНИЕ, ПОТОП; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ОБЛАКО; ПОГОДА.