Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Ветер

(Wind)

Ветер в Писании может обозначать отсутствие субстанции и значения, изменчивость или враждебность. Только когда образ ветра связан с личностью Бога, он имеет положительное значение: ветер может обозначать превосходство Бога, Его власть над творением, Его суд над творением и Самого Духа, вдыхающего новую жизнь в душу человека.

Ветер как нечто бренное. Один из наиболее запоминающихся образов ветра приводится в Книге Екклесиаста, автор которой объявляет одну за другой области человеческого существования суетой, «томлением духа». Этот образ, повторяемый как рефрен (Ек.1:14, 17 и т. д.), указывает на утомительность и тщетность погони за чем-либо – все равно что пытаться поймать руками ветер. Каков смысл человеческой жизни, спрашивает автор, «какая же польза ему, что он трудился на ветер?» (Ек.5:16).

В других библейских отрывках ветер также указывает на бессмысленность жизненных усилий. Например, те, кто причиняет неприятности семье, «получат в удел ветер» – то есть ничто, вместо ожидаемого большого Наследства (Притч.11:29). Исаия сравнивает страдания и наказания Божьего народа с родовыми схватками женщины, которая рождает ветер (Ис.26:18). Неповиновение не приносит никакой жизни, никакого спасения земле, говорит Исаия.

В Книге Иова несколько раз упоминается ветер, в первую очередь, в связи с бессмысленностью слов. Воздух, исходящий из человеческих легких при разговоре, настолько же бесполезен – или вреден – как и небесный ветер. Возражая против «бесполезных слов» и «пустого знания», Елифаз говорит, что они подобны наполнению желудка горячим восточным ветром: он издает звук, но не имеет веса, он только обжигает и несет смерть (Иов.15:2). Вилдад называет слова Иова «бурным ветром» (Иов.8:2). Иов удивляется, что его друзья относятся к словам отчаявшегося человека, как к ветру (Иов.6:26 «Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши»). Когда в конце говорит Бог, все предыдущие речи кажутся по контрасту с Его речами пустынным ветром. Иов вынужден закрыть рукой рот и склониться в раскаянии перед своим Богом Творцом (Иов.39:31–35; 42:1–6).

Иеремия называет лжепророков «ветром», «и слова Господня нет в них» (Иер.5:13). Их дыхание – всего лишь дуновение ветерка, лишенное истинного значения.

Ветер как сопротивляющийся. Ветер может быть символом разнообразных враждебных сил. Иов, пытаясь описать несчастье, которое так внезапно постигло его, сравнивает его с бурей, которая вдруг налетела ночью; с восточным ветром, который сметает человека, легшего в постель богатым и счастливым. Любой, кто сражался с настоящей бурей, знает, насколько коварен ветер: «Устремится на него, и не пощадит, как бы он ни силился убежать от руки его. Всплеснут о нем руками и посвищут над ним с места его!» (см. Иов.27:19–23). Ветер здесь предстает как жестокий враг, в намерения которого входят разрушения.

Ветра могут символизировать самое разное сопротивление: армию всадников, которая надвигается, как пустынный ветер (Авв.1:9, 11 NIV); грехи, которые уносят нас, как ветер Ис.64:6); любого неприятеля, который искушает нас ослушаться и утратить веру, как в истории Иисуса о мудром и неразумном Строителях, построивших дома на камне и песке. Буря, сотрясающая эти дома, символизирует духовных противников, которые могут сокрушить неразумного, не слышащего и не исполняющего Слово Божье (Мф.7:24–27). Иногда дом не падает с громким треском; иногда он просто смещается под давлением ветра. Ветер по природе своей непостоянен: он приходит и уходит, дует сначала с одной стороны, потом с другой. Его изменчивость символизирует непостоянство идей и людей, не опирающихся на Слово Божье. Павел желает, чтобы ефесские христиане больше не были детьми, «колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения» (Еф.4:14). Иаков сравнивает сомневающихся с «морской волной, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак.1:6). Согласно Иуде, лжеучителя в церкви подобны «безводным облакам, носимым ветром» (Иуд.1:12): нестабильные и не дающие удовлетворения, они никому не принесут пользы. Еще в Ветхом Завете пророк Осия описывал изменчивый Израиль как пасущийся ветер (Ос.12:1): сначала он пытался угодить Ассирии, потом – Египту, вместо того чтобы хранить верность Богу.

Положительные образы. Наиболее положительный образ ветра в Писании связан с Богом, Который сотворил ветра и управляет ими. Могущество и высшая власть Бога отражаются в том, как Он парит на крыльях ветра (2Цар.22:11; Пс.17:11; 103:3). Ветер здесь представлен как одно из творений Бога, возможно, большая птица с крыльями во все небо, служащая повелениям своего Творца. В Библии Бог описан как Господин ветров: Он хранит их в Своем хранилище, и только Его властью они выходят оттуда и дуют туда, куда Он посылает их (Пс.134:7; Иер.10:13; 51:16). Ветра снова приобретают облик живых существ и становятся посланными Богом «ангелами» и «служителями» (Пс.103:4; 148:8).

Часто Бог использует ветра для наказания и разрушения. Иеремия пророчествует о грядущем суде над Иерусалимом как о «жгучем ветре», который «несется с высот пустынных»; он послан Богом, Который судит народ (Иер.4:11–12). Фактически, Иеремия смотрит вверх и видит Самого Бога, приближающегося, как облака: «колесницы Его – как вихрь» (Иер.4:13). Во многих отрывках ветер становится ярким образом Божьего гнева (Пс.10:6; Иер.18:17; 30:23; Иез.13:13).

Ветра символизируют одновременно Божий суд и Его величие. В Библии есть упоминания о четырех разных ветрах: северном, южном, восточном и западном. Каждый из них обладает особыми характеристиками. Например, восточный ветер чаще всего является сухим и обжигающим ветром из пустыни. Упоминание всех четырех ветров вместе говорит о высшей власти Бога. Бог объявляет через Иеремию: «И наведу на Елам четыре ветра от четырех краев неба», – говоря о полноте Своей силы и о наказании, которое Он осуществит (Иер.49:36). Обещая рассеять Своих врагов «по всем этим ветрам», Бог указывает на полноту и масштаб этого рассеяния (Иер.49:36; Иез.5:12; Зах.2:6). Когда Иисус говорит, что соберет Своих избранных «от четырех ветров, от края земли до края неба» (Мк.13:27), мы можем быть уверены, что Он, в Своей всеобъемлющей мудрости и силе, не забудет ни о ком из избранных, во всем царстве живых и мертвых. Когда Иезекииль пророчески объявляет Слово Господа долине сухих костей, он утверждает полноту власти Бога над жизнью и смертью, самим дыханием (Евр.также ветер) жизни: «От четырех ветров приди дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» (Иез.37:9).

Иисус учил, что Божий Дух дает жизнь – духовную жизнь. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6). Используя метафору, полную красоты и тайны, Иисус далее описывает этот дух как ветер, который дует, где хочет, непредсказуемо, согласно скрытому плану Бога. Бог управляет всеми четырьмя ветрами, даже приносит через них дыхание жизни. Он полностью контролирует и Своего Духа, Который несет жизнь свыше «всякому, рожденному от Духа» (Ин.3:8).

См. также: БУРЯ; ВИХРЬ; ДЫХАНИЕ; ОБЛАКО; ПОГОДА; СВЯТОЙ ДУХ.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle