Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Вихрь

(Whirlwind)

Ветер – одна из наиболее могущественных сил природы. Хотя со временем людям удалось подчинить себе и использовать силу ветра, обычно образ мощного урагана напоминает нам о разрушениях, вызывает чувство беспомощности и даже страха. Поэтому неудивительно, что в Ветхом Завете образ сильного ветра используется для описания бедствий и неизбежного Божьего суда.

Еврейские слова, которые переводятся как «вихрь» (sáar, se'ara и supa) обычно обозначают сильный ветер (Пс.54:9; Ос.8:7), подобный торнадо (Иер.23:19), который сопровождает штормы на море (Пс.106:25, 29; Ион.1:4, 11–13) или разрушительные грозы (Иов.27:20; Иез.13:11, 13). В некоторых случаях эти термины, особенно supa, вероятно, обозначают жаркий сирокко, который приходит из южных и восточных пустынь и дует в Израиле в начале или конце лета. Этот ветер приносит с собой невыносимую жару и сухость воздуха.

Пророки, много писавшие о суде, часто использовали вихрь как метафору. Они изображают Господа, грядущего в центре бури, чтобы сражаться со Своими врагами. Исаия объявляет, что Всевышний Господь нападет на Иерусалим (Ис.29:6). Его явление будет сопровождаться «громом и землетрясением, и сильным гласом», а также «бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня». Эта теофания Небесного Воителя стереотипна, она встречается и в других местах Ветхого Завета (Наум.1:3; Зах.9:14) и в древней ближневосточной литературе. Например, ассирийский царь Ададнирари II хвалился: «Я набрасываюсь, как буйный ветер, я свирепствую, как прибой» (А. К. Grayson, Assyrian Royal Inscriptions, 2; sect. 418). Пророки описывают вихрь как один из инструментов суда Господа над грешниками (Иер.23:19; 30:23; Иез.13:11, 13; Ам.1:14; Зах.7:14), Его колесницы сравниваются с вихрем (Ис.66:15). Быстро вращающиеся колеса колесниц могли поднять облако пыли, как при вихре или песчаной буре (см. Ис.5:28; Иер.4:13). Вихрь Божьего суда вырывает правителей с корнем, как растения (Ис.40:24), уносит враждебные народы, как солому (Ис.17:13; 41:16).

Как и у пророков, в литературе мудрости в Ветхом Завете образ вихря или бури используется, когда речь заходит о судьбе грешников. Иов знал, что грешники обычно не выходят живыми из бедствий, мощный ветер уносит их, как солому или мусор (Иов.21:18; 27:20–21). Госпожа Премудрость предупреждает безумцев, что однажды посмеется над ними, когда несчастья унесут их прочь, как вихрь (Притч.1:27). В том же духе звучит и одна из притчей Соломона: «Как проносится вихрь [бедствие], так нет более нечестивого; а праведник – на вечном основании» (Притч.10:25).

См. также: БУРЯ; ВЕТЕР; ГРОМ; ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ; ПОГОДА; ТЕОФАНИЯ, БОГОЯВЛЕНИЕ.

Библиография:

R. В. Y. Scott, «Meteorological Phenomena ana Terminology in the Old Testament», ZAW 64 (1952) 11–25;

L. I. J. Stadelmann, The Hebrew Conception of the World (Rome: Biblical Institute Press, 1970) 105–109.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle