Землетрясение
(Earthquake)
В восточном Средиземноморье землетрясения случаются нередко. Это природное явление, приводящее к разрушениям и человеческим жертвам, происходит в результате периодических смещений земной коры в районе сложной системы разломов, когда афроаравийский тектонический слой постепенно сжимает евразийский. В Палестине наиболее опасная в этом отношении зона проходит по руслу реки Иордан, где аравийский тектонический слой соприкасается с африканским, на котором расположена Палестина. В данном случае мы имеем дело с упрощенным вариантом того положения, в котором находится прибрежная Калифорния. Другими опасными в сейсмическом отношении районами являются Изреельская долина и южная Турция. Важной отличительной чертой Писания можно считать неприятие мифологического объяснения землетрясений.
В некоторых рассказах о землетрясениях излагаются просто исторические факты, которым придается очень мало или вообще не придается символического значения (Ам.1:1; ср. Зах.14:5; Деян.16:26). Но в большинстве случаев, особенно в поэтических частях Библии, в землетрясения вкладывается большой символический смысл. Землетрясение в Библии часто рассматривается как прямое проявление Божьей силы. Самый яркий пример тому мы видим, пожалуй, в случае, когда Бог дал Свой закон на горе Синай (Исх.19:18). В своих поэтических описаниях исхода позднейшие авторы подчеркивают именно это событие (Пс.67:9; 76:19; 113:4–7) и его значение ставят на первое место в рассказе об исходе в целом. У Матфея взаимосвязь между землетрясением при распятии Иисуса и разрывом завесы в храме (Мф.27:51) имеет не просто физический причинно следственный характер: в ней выражается глубокий символический смысл. 3авет, заключенный у горы Синай, закончился. В Откровении по крайней мере некоторые образы землетрясений соотносятся с синайским.
Образы землетрясений всегда связываются с Божьими делами, но конкретный смысл бывает разным. В некоторых случаях они служат для показа образа Бога, отправляющегося на битву (Суд.5:4; Пс.67:8–9; Иоил.2:10–11; Мих.1:4; см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ). Другие землетрясения связываются с богоявлением, явлением Бога миру (Пс.96:4–5; 98:1; Ис.64:2–3). Если и есть какая-то символика в землетрясении при воскресении Христа, когда от входа в гроб отвалился камень (Мф.28:2), то она принадлежит к этому ряду. Множество раз сотрясения земли (часто сопровождающиеся ветром и огнем) происходят во время Божьего суда над народами или нечестивыми (Ис.13:13; 24:18–20; 29:6; Иер.10:10; Иез.26:18; 38:19–20; Иоил.3:16; Наум.1:5–6). В связи с этим слова в 3Цар.19:11 могут иметь символическое значение: это время Божьего суда.
Связью землетрясений с самораскрытием Бога объясняется заметное присутствие этого образа в апокалиптической литературе. Автор Послания к евреям, ссылаясь на Агг. 2:6, пишет о конечном потрясении неба и земли (Евр.12:26–27). В Откровении тоже есть ряд упоминаний о землетрясениях, перекликающихся с другими местами Писания (Откр.8:5; 11:13,19; 16:18–20). Тот факт, что семь церквей в восточной Турции располагались в сейсмоопасной зоне (Лаодикия, Сардис и Филадельфия пострадали от сильного землетрясения в 17 г. по P. X., а в Лаодикии большие разрушения повторились в 60 г.), несомненно, способствовал восприятию этой символики первыми читателями.
Землетрясения напоминали людям тогда и продолжают напоминать сейчас, что единственным надежным основанием служит Сам Бог. Неустойчива даже земля. Они указывают на то, что однажды явлением Христа во славе Бог потрясет все человеческие царства (Зах.14:4).
См. также: КОСМОЛОГИЯ; ТЕОФАНИЯ, БОГОЯВЛЕНИЕ.
Библиография:
R.J. Bauckham, «The Eschatological Earthquake in the Apocalypse of John», Nov T 19 (1977) 224–233.