Гром
(Thunder)
Гром – яркий библейский образ, встречающийся в Библии более двадцати раз. Значение образа связано с физическими свойствами грома, который устрашает людей и сопровождается молнией и другими особенностями бури.
В воображении древних людей гром был связан с присутствием, силой и гневом божества. Соответственно, в Библии в большинстве случаев гром представлен как проявление Бога. В рамках этого представления присутствуют четыре мотива.
Иногда гром – это просто одна из сил природы, контролируемых Богом. Так, Бог «назначал устав дождю и путь для молнии громоносной» (Иов.28:26; см. также Иов.38:25). Выдающийся пример – Пс.28, песнь о грозе, где метафорический голос Бога гремит в надвигающейся буре. Иногда Божий контроль над громом перерастает в отождествление бури с Богом, где не столько описывается буквально гроза, сколько силы природы используются символически, для изображения могущества Бога. Так, в псалме сказано: «Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась» (Пс.76:19).
Другая группа образов связана с громом как символом трансцендентной силы Бога. В день, когда Бог говорил с горы Синай, «были громы, и молнии» (Исх.19:16). Иов спрашивает: «А гром могущества Его кто может уразуметь?» (Иов.26:14). Голос из бури задает Иову вопрос: «Можешь ли возгреметь голосом, как Он?» (Иов.40:4). В краткой истории сотворения в Пс.103 именно Божий гром обращает в бегство персонифицированные воды (Пс.103:7). В Книге Откровение гром также приравнивается к сверхъестественной силе (Откр.6:1; 10:4; 14:2).
Тему могущества Бога продолжает тема грома как одного из видов Божьего оружия против врагов (см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ). Например, гром и град – особенности седьмой казни (Исх.9:13–35). В ситуации с казнями способность Моисея повлиять на гром своими молитвами делает его в глазах окружающих святым человеком, а его Бога – могущественным Богом. «Простру руки мои к Господу; громы перестанут, и града более не будет» (Исх.9:29). В хвалебной песни Анны говорится: «Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них» (1Цар.2:10). Когда Бог «возгремел... сильным громом над Филистимлянами», они испугались и были разгромлены израильтянами (1Цар.7:10). Исаия предсказывает врагам Израиля такую долю: «Господь Саваоф посетит тебя громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня» (Ис.29:6).
Еще одна категория ссылок, развивающих тему Божьего могущества, – это конкретное направление Божьего гнева и суда на грешников. Например, в середине прощальной речи Самуила, пророка Израиля, Бог посылает гром и дождь в сезон сбора урожая, чтобы люди видели, как велик их грех, заключающийся в том, что они просили себе царя (1Цар.12:17–18). В одном из видений Откровения вспышки молний и раскаты грома, сопровождаемые Землетрясением, являются признаком последнего суда (Откр.16:18).
Образ грома в Библии парадоксален: это сила природы, в которой постоянно проявляется нечто, не принадлежащее миру природы, а именно, присутствие, могущество и суд Божества, вызывающие трепет и ужас.
См. также: БУРЯ; ГОЛОС; МОЛНИЯ; НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ; ПОГОДА; ПРИРОДА.