Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Грудь

(Breast)

Как и многие другие части тела, грудь играет в Писании символическую роль. Грудь служит одним из образов женской сексуальности. Изображение матери, кормящей ребенка грудью, часто используется как символ уюта и безопасности. Мысль о безопасности выражается также в защите уязвимой груди нагрудником, частью доспехов. Почти все случаи употребления этого слова в Писании прямо или косвенно связаны с одним из трех этих образов.

Соломон превозносит красоту грудей любимой женщины (Песн.4:5; 7:4; 8:10). В Притчах молодой человек призывается ограничивать свои сексуальные желания отношениями с собственной женой: «Груди ее да упоявают тебя во всякое время» (Притч.5:19). С одной стороны, в этом образе выражается положительное отношение к удовольствиям и утешениям, связанным с сексом, которым человека наделил Бог, а с другой – недвусмысленное осуждение неразборчивости в половых связях как злоупотребления сексом. Осия страстно желает, чтобы жена «удалила... прелюбодеяние от грудей своих» (Ос.2:2).

Образ младенца, уютно расположившегося у материнской груди и кормящегося от нее, обладает большой выразительностью для всех людей, но особое значение имеет для матери и ребенка. Для матери ребенок у груди олицетворяет самореализацию и достигнутое ею положение: «Кто сказал бы Аврааму: “Сарра будет кормить детей грудью”?» (Быт.21:7). «Блаженны... сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11:27). Но есть и два противоположных образа сухие сосцы символизирует бездетность (Ос.9:14; см. БЕСПЛОДИЕ), а притча о том, что «у ненасытимости две дочери: “давай, давай”», относится, возможно, к трудностям, связанным с кормлением двойни (Притч.30:15).

Для ребенка этот образ связывается с надеждой («упование у грудей матери моей» [Пс.21:10]), безопасным положением («Забудет ли женщина грудное дитя свое?» [Ис.49:15]) и утешением у груди матери. Для взрослого подобного рода утешением могут служить крепкие объятия. Так что образ Иоанна, приклонившегося к груди Иисуса на вечере Господней, вполне обычен (Ин.13:25; 21:20).

Иерусалим, как все большие города, считался матерью его жителей, к которым был обращен призыв: «Возрадуйтесь с ним... чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его» (Ис.66:10–11). Даже утешение в Господе сравнивается с заботой кормящей матери (Ис.49:15; 66:13). Тот же образ используется иногда в положительном смысле, чтобы подчеркнуть значение конечного результата: «Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь» (Ис.60:16; ср. Ис.49:23), и в отрицательном смысле как обозначение опасности и ненадежного положения: «Блаженны... сосцы непитавшие!» (Лк.23:29; ср. Иов.3:12; 24:9; Мф.24:19). Когда человек бьет себя в грудь, это наглядно свидетельствует о том, что он лишился безопасного положения или покоя (Наум.2:7; Ис.32:12; Лк.18:13; 23:48).

В груди сокрыты чувства человека и дыхание жизни. Воина в определенной мере защищают его доспехи (см. ДОСПЕХИ, ВСЕОРУЖИЕ). В метафорическом смысле верующий может найти духовную защиту в броне праведности (Ис.59:17; Еф.6:14) или «веры и любви» (1Сол.5:8).

См. также: МАТЬ, МАТЕРИНСТВО; МОЛОКО; НЯНЬКА, КОРМИЛИЦА, СИДЕЛКА; ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕКС.


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle