Дыхание
(Breath)
Дыхание, наряду с ветром и духом, входит в группу понятий, в которых выражается широкий диапазон динамичных взаимоотношений между Богом, человечеством и творением. Два основных еврейских слова в этой группе, ruah и nеsama, часто используются параллельно, что необычайно обогащает ветхозаветный образ дыхания. Еврейское слово ruah может означать «дыхание», «ветер» или «дух», в результате чего многие места Ветхого Завета истолковываются по-разному, затемняя тем самым изначальный смысл. Например, в идоле нет дыхания или духа? Свидетельствует ли отсутствие дыхания в человеке, что в нем нет духа (Иер.10:14)? Или же ветры в поэтическом образе (Пс.103:4 {«духов»}) следует переводить как духи (Евр.1:7)? Прошел ли над Иовом дух или ветер (Иов.4:15)? Русский язык вынуждает делать выбор между этими двумя значениями, обедняя тем самым изначальный образ.
Как и еврейское слово ruah, pnevma на греческом языке означает «ветер» или «дух». Духовную природу Божьих дел Иисус объясняет с помощью образа ветра (Ин.3:8) {«дух»}. Для обозначения понятий «дыхание» и «дух» в Новом Завете используются обычно разные слова, хотя заключенный в них смысл бывает нередко одинаковым. Воскресший Христос дунул на учеников и сказал: «Примите Духа Святого» (Ин.20:22).
Дыхание – образ, связывающий Бога с сотворенным человечеством, спасением, пророчеством, верой и судом. При сотворении Адама «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7). Дыхание человека, приравниваемое к Божьему дыханию, показывается необходимым условием жизни, божественной искрой и Божьим даром (Иов.27:3). В потребности дышать выражается образ полной зависимости от Бога. Имея в виду все творение в целом, псалмопевец пишет: «Отнимешь дух их – умирают, и в персть свою возвращаются» (Пс.103:29; ср. Иов.34:14–15). Отвержение человеком Бога было наказано истреблением в потопе всего, что «имело дыхание духа жизни в ноздрях своих» (Быт.7:22).
В Ветхом Завете говорится, что дыхание жизни дано Богом всем людям (Дан.5:23), но, вместе с тем, особую роль дыхание Бога играет в спасении Его народа. Во время исхода «сильный восточный ветер» осушил Красное море, а затем дыханием Божьим море вернулось на место и поглотило войско фараона (Исх.14:21; 15:10). Описывая свое бегство от Саула, Давид показывает, как от «дуновения духа гнева» Божьего явились источники вод (Пс.17:16). В данном псалме в целом образ избавления Давида связывается с исходом и с началом Божьего творения, когда «Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2). Кроме того, псалмопевец показывает связь творения с Божьим дыханием: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс.32:6).
В отличие от Бога, идолы бездыханны и недухновенны. Человеческое влечение к идолопоклонству, основывающееся на чувстве самодостаточности, входит в противоречие с библейским учением о зависимости от Бога даже в дыхании: «Горе тому, кто говорит дереву: “встань!”... дыхания в нем нет» (Авв.2:19; ср. Пс.134:17; Ис.44:9–20; Иер.10:14). Неверные и нечестивые человеческие дела справедливо наказываются Божьим дыханием: «Духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис.11:4). В Новом Завете это дыхание суда превращается в «острый меч», исходящий из уст Христа (Откр.19:15).
Сила известного пророчества Иезекииля основывается в значительной степени на использовании выразительного образа дыхания: «И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: “кости сухие! слушайте слово Господне!” Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете» (Иез.37:4–5). В пророчестве Иезекииля о повторном одухотворении проводится параллель с сотворением. Бог воссоздает жизнь, возвращая дыхание творениям, которых погубило упование на плоть. Подобно тому как Бог оживляет останки Своего народа, воскресший Иисус Своим дыханием наделяет учеников Духом Святым (Ин.20:22).
Дыхание есть жизнь, а его отсутствие – смерть. Удерживать жизнь так же трудно, как и дыхание. Жизнь исчезает столь же быстро, как дымка или пар от дыхания холодным утром (Иак.4:14). Одна из наиболее глубоких библейских мыслей об ограниченности человека основывается на образе дыхания: «Подлинно, совершенная суета {в английских переводах это слово передается как «дуновение», «пар» или «туман»} всякий человек живущий» (Пс.38:6). Слово hebel переведенное в Книге Екклесиаста свыше двух десятков раз как «суета» и выражающее мысль о бесцельности, пустоте и мимолетности, на еврейском языке тоже означает «дыхание». В этих случаях речь идет не о том, что невзгоды человеческой жизни объясняются неповиновением Богу или незнанием Его: в образе дыхания выражается простой и очевидный факт ограниченности человеческой жизни.
Дыхание ассоциируется с основополагающей связью Бога со всем творением, с совместным и личным спасением, судом и возрождением верующих, с относительностью мирских успехов и неудач в жизни верного Богу народа.
См. также: ВЕТЕР; РОТ, УСТА; СВЯТОЙ ДУХ.
Библиография:
H.W.Wolf, Anthropology of the Old Testament (Philadelphia: Fortress, 1974).